Православный календарь на 9 октября 2023 года

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (прославление 1989). Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492). Прав. Гедеона, судии Израильского (1307 г. до Р. Х.). Блгв. кн. Ня́гу Басарабского (1521) (Румын.). Сщмчч. Афанасия Докукина, Александра Левитского и Димитрия Розанова пресвитеров, мчч. Иоанна Золотова и Николая Гусева (1937); сщмч. Владимира Вятского пресвитера (1939); св. Димитрия Крючкова исп., пресвитера (1952). Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Ап.: 1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12–19. Ин., 61 зач., XIX, 25–27; XXI, 24–25*.

* Если в этот день совершается служба в честь свт. Тихона, то на литургии читаются также чтения святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

Тропарь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, глас 2: Апо́столе, Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тны:/ прие́млет тя припа́дающа/ И́же па́дша на пе́рси Прие́мый,/ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щую мглу язы́ков разгна́ти,// прося́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости. Кондак апостола и евангелиста Иоанна Богослова, глас 2: Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто пове́сть?/ То́чиши бо чудеса́, и излива́еши исцеле́ния,/ и мо́лишися о душа́х на́ших,// я́ко Богосло́в и друг Христо́в. Величание апостола Иоанна Богослова Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́// во благове́стии Христо́ве. Тропарь святителя Тихона, глас 1: Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вы Це́ркве па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго,/ жре́бием Бо́жиим избра́ннаго/ Всеросси́йскаго Патриа́рха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопии́м:/ предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нная ча́да ея́ во еди́но ста́до собери́,/ отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́// и мир Бо́жий лю́дем испроси́. Кондак святителя Тихона, глас 2: Ти́хостию нра́ва укра́шен,/ кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй,/ во испове́дании правосла́вныя ве́ры и любве́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пребы́л еси́,/ святи́телю Христо́в Ти́хоне./ Моли́ся о нас, да не разлучи́мся от любве́ Бо́жия,// я́же о Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.

Слово «любовь» употребляется в обиходе так часто и в столь разных контекстах, что современный человек уже не способен ясно понимать его значение. Как и многие святыни, силой диавольской это слово в человеческой жизни нередко оскверняется и обесценивается. Но от этого само понятие любви не становится менее значимым. Как говорит нам апостол Иоанн Богослов, Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16), и это – исчерпывающее определение любви. Даже если бы нам были открыты только эти слова, то и они непременно дали бы возможность прикоснуться к величайшей Божественной тайне. Господь же изволил открыть нечто большее: Бог посылает Сына Своего Единородного, чтобы Он принес Себя в жертву за грехи людей (см.: Ин. 3, 16; 1 Ин. 4, 9), – не потому, что должен это сделать, не потому, что это целесообразно, что этим восполняется некая утрата логики исторического бытия рода человеческого, – но только потому, что Он любит Свое творение. Именно через Господа Иисуса Христа мы узнаём о том, что любовь есть жертва.

Богослужебные указания


Февраль 2014