Православный календарь на 27 января 2023 года

Отдание праздника Богоявления. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV–V). Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335)*. Прп. Иосифа Анали́тина Раифского (IV). Прп. Феоду́ла (V). Прп. Стефана (VIII). Прмчч. Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына (1930); прп. Иоанна Кевролетина исп. (1961). Утр. – Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1–8**. Лит. – 1 Пет., 58 зач., I, 1–2, 10–12; II, 6–10. Мк., 53 зач., XII, 1–12. Равноап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мф., 104 зач., XXV, 1–13. На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. При соединении службы отдания Богоявления с полиелейной службой равноап. Нины следует руководствоваться Марковой главой Типикона под 25 мая о соединении службы отдания Вознесения со службой Обре́тения главы Иоанна Предтечи.

* Грузинская Православная Церковь совершает память равноап. Нины трижды в год: 14 января (день ее блаженной кончины), 19 мая (ее приход в Грузию) и 23 мая. ** Чтения равноап. Нины (на утрене и литургии) читаются, если ей совершается служба.

Тропарь Богоявления, глас 1: Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ Возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся, Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́. Кондак Богоявления, глас 4: Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́ и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный. Тропарь равноапостольной Нины, глас 4: Сло́ва Бо́жия служи́тельнице,/ во апо́стольстей про́поведи первозва́нному Андре́ю/ и про́чим апо́столом подража́вшая,/ просвети́тельнице Иве́рии и Ду́ха Свята́го цевни́це,/ свята́я равноапо́стольная Ни́но,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим. Кондак равноапостольной Нины, глас 2: Прииди́те днесь вси,/ воспои́м избра́нную от Христа́/ равноапо́стольную пропове́дницу Бо́жия сло́ва,/ му́друю благове́стницу,/ лю́ди Картали́нии приве́дшу на путь живота́ и и́стины,/ Богома́тере учени́цу,/ усе́рдную засту́пницу и неусыпа́ющую храни́тельницу на́шу,// Ни́ну прехва́льную. Величание: Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная Ни́но,/ всю страну́ Иверскую све́том Ева́нгелия просвети́вшую// и ко Христу́ приве́дшую.

Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда Господь ваш приидет (Мф. 24, 42; 25, 13). Что же означает «бодрствовать»? Сон имеет огромное значение для поддержания физических сил человека, но ввиду особенностей человеческой психики это отдохновение наступает тогда, когда человек прерывает связь с окружающим его миром, когда он впадает в беспамятство. Сон – это и есть разрыв связи с реальностью. Во сне человек не соприкасается с тем, что его окружает. Он может опосредованно, через сновидения словно сохранять эту связь с миром, но это не реальная связь, это сон, это лишь отображение в нашей памяти и в нашем сознании того, что, может быть, происходило или еще может с нами произойти. Человек спящий не имеет связи с окружающим миром, он уходит от него. В каком же смысле Господь употребляет слово «бодрствуйте» в сегодняшнем евангельском чтении? Только в одном смысле: если во время сна мы теряем связь с окружающим нас миром, то в духовной жизни мы никогда не должны терять связи с Богом. «Бодрствуйте» это предупреждение о том, чтобы мы не впадали в духовную спячку, чтобы не пресекалась наша живая связь с Господом, чтобы мы всегда чувствовали Его присутствие в нашей жизни. А опознается это присутствие через молитву и жизнь в соответствии с Божиими заповедями. Если же мы впадаем в духовный сон, то нам трудно иметь постоянную связь с Богом.

Богослужебные указания


Февраль 2014