Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка.

Прп. Сильве́стра Обно́рского.

Царегра́дской иконы Божией Матери.

Пасхальная служба совершается в соединении со службой апостола и евангелиста Марка по 2-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «А́ще ли случи́тся великому́ченика Гео́ргия во еди́н от дней Све́тлыя неде́ли»1.

Великая вечерня.

Перед вечерней — 9-й час по пасхальному чину.

Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы — тот же тропарь (трижды). Иерей — стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази́ Его…» и прочее пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: воскресные (см. в Цветной Триоди), глас 4-й — 3, и апостола, глас 1-й — 3. «Слава» — апостола, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…», «И ныне» — догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…»2.

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Гла́сом моим ко Господу воззвах…», со стихами. Паримии апостола — 33. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Цветной Триоди), глас 4-й: «Го́споди, возше́д на Крест…», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». «Слава» — апостола, глас 8-й: «Прииди́те, Небе́снаго та́инства пропове́дника…», «И ныне» — Пасхи, глас 5-й: «Воскресе́ния день…» — «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры).

Затем — тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (трижды); «Слава» — тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка…» (но не по гласу «Славы»)4.

По исполнении стихир и тропарей — «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш…» (с упоминанием имени апостола и евангелиста Марка), и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи).

Последование пасхальных часов совершается за малое повечерие.

Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.

Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице…».

Далее — пасхальное начало. Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы — тот же тропарь (трижды). Стихи пасхального начала в следующем порядке:

1-й стих: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́» — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».

2-й стих: «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́» — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».

3-й стих: «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Божия, а пра́ведницы да возвеселя́тся» — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».

4-й стих: «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь» — тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…».

5-й стих: «Слава» — тропарь апостола, глас 3-й.

6-й стих: «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка…» (но не по гласу «Славы»).

В завершение иерей или все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав».

Ектения великая. (Шестопсалмие не глаголется, «Бог Господь» не поется, кафизм и седальнов нет.)

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Малая ектения. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «И́дольскую горды́ню низложи́в…» (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «В напа́сти многоплете́нныя…» (см. 29 апреля, в службе Девяти мучеников Кизических, по 3-й песни канона). Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие — апостола. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). (Псалом 50-й не глаголется.) «Слава» — «Молитвами апостола…», «И ныне» — «Молитвами Богородицы…». Вместо «Помилуй мя, Боже…» певцы поют припев: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их», и стихиру апостола, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…» (см. славник на «Господи, воззвах»). Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами…».

Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 8 (ирмосы по дважды) и апостола на 6.

Библейские песни не поются.

Примечание. Припев к тропарям пасхального канона: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых», к Богородичнам — «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас», к тропарям канона апостола — «Святы́й апо́столе и евангели́сте Ма́рко, моли́ Бо́га о нас»5; к предпоследнему тропарю в песни — «Слава», к последнему — «И ныне».

Катавасия «Воскресения день…».

По 3-й песни — кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же6.

По 6-й песни — кондак и икос апостола, глас 2-й. «Воскрес Иисус от Гроба…» (трижды).

Примечание. «Воскресение Христово видевше…» по 6-й песни канона не глаголется.

9-я песнь канона поется в следующем порядке:

Диакон: «Вели́чит душа́ моя́ Воскре́сшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;

2-й лик: «Вели́чит душа́ моя́ во́лею страда́вша…», «Свети́ся, свети́ся…»;

1-й лик: «Христо́с, но́вая Па́сха…», «О, Боже́ственнаго…»;

2-й лик: «А́нгел вопия́ше…», «О, Боже́ственнаго…»;

1-й лик: «Возбуди́л еси, усну́в…», «О, Па́сха ве́лия…»;

2-й лик: «Магдали́на Мари́я…», «О, Па́сха ве́лия…»;

1-й лик: «Радуйся, Дево…», Богородичен: «Согласно, Дево…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево…», Богородичен: «Веселися и радуйся…»;

1-й лик: «Святы́й апо́столе и евангели́сте Ма́рко, моли́ Бо́га о нас», «Дости́г исто́чника…»;

2-й лик: «Святы́й апо́столе и евангели́сте Ма́рко, моли́ Бо́га о нас», «Дости́г исто́чника…»;

1-й лик: «Святы́й апо́столе и евангели́сте Ма́рко, моли́ Бо́га о нас», «Петро́ва о́бщник быв уче́ния…»;

2-й лик: «Святы́й апо́столе и евангели́сте Ма́рко, моли́ Бо́га о нас», «Петро́ва о́бщник быв уче́ния…»;

1-й лик: «Святы́й апо́столе и евангели́сте Ма́рко, моли́ Бо́га о нас», «Свет, трисия́нно…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево», Богородичен: «Марк, честны́й апо́стол…»;

Оба лика вместе: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды; по обычаю, скорым распевом).

По 9-й песни — ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» — светилен апостола, «И ныне» — ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию усну́в…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: воскресные (см. в Триоди), глас 4-й — 3, и апостола, глас 1-й — 3; затем стих: «Да воскреснет Бог…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими стихами). «Слава» — апостола, глас 6-й: «Прему́дрый ло́вче…», «И ныне» — Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» — «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры).

Затем — тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Слава» — тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от ве́ка…» (но не по гласу «Славы»). (Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста не читается.)

После тропарей произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», затем — просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения).

По возгла́се: «Твое бо есть, еже ми́ловати…», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н Христос, Бог наш…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей, держа Крест и, по обычаю, трисвещник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет вместе с сослужа́щими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Предстоятель с Крестом (и, по обычаю, с трисвещником) в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш…» (с упоминанием имени апостола и евангелиста Марка). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, быстро), и конечное — «И нам дарова́ живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны.

Часы Пасхи.

На Литургии пасхальное начало (как в первый день Пасхи).

Антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.

Вхо́дное Пасхи: «В це́рквах благослови́те Бога, Го́спода от исто́чник Изра́илевых».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе — тропарь Пасхи, глас 5-й: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых…» (трижды), тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» — кондак апостола, глас 2-й, «И ныне» — кондак Пасхи, глас 8-й: «А́ще и во гроб…».

Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа…».

Прокимен и аллилуиарий — дня и апостола.

Апостол и Евангелие — дня и апостола.

Задостойник Пасхи: «Ангел вопия́ше…» — «Свети́ся, свети́ся…».

Причастен — Пасхи: «Те́ло Христо́во…», и апостола: «Во всю зе́млю…».

Окончание Литургии — пасхальное.

Отпуст пасхальный: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш…» (с упоминанием имени апостола и евангелиста Марка).

Сноски:

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 667–669; Настольная книга священнослужителя. М., 19922. Т. 1. С. 99–100.

2 См.: Типикон, 23 апреля, 2-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 667. Соответствующая Маркова глава в Цветной Триоди указывает на «И ныне» — догматик по гласу «Славы», глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

3 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 668.

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 668.

6 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же; седален апостола, глас 1-й (дважды); «Слава, и ныне» — ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро…». (Ср.: Типикон, 23 апреля, 3-я Маркова глава.)