Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы́. Антипасха. Апостола и евангелиста Марка.

Прп. Сильве́стра Обно́рского. Празднество1 Пресвятей Владычице нашей Богородице ради Афонския чудотворныя иконы Ея, именуемыя «Сладкое целование»2.

Царегра́дской иконы Божией Матери.

Служба праздника (Триоди) совершается вместе с полиелейной3 службой апостола и евангелиста Марка (по 3-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «О па́мяти свята́го Гео́ргия, а́ще случи́тся в Неде́лю Фомину́»)4.

Примечание. «Ве́дати подоба́ет, я́ко в сей свято́й второ́й Неде́ли Антипа́схи: не пою́тся воскре́сная, но вся пра́здника» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).

Примечание. Службы святых, случившиеся в воскресенья периода Пятидесятницы, переносятся на повечерие (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 4-е «зри»); это указание Типикона, впрочем, не относится к службам бденных и полиелейных святых.

В субботу вечером перед 9-м часом (и малой вечерней) затворяются царские врата5. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: «С высоты́ снизше́л еси…», и кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

На великой вечерне по возгласе: «Слава Святе́й, и Единосу́щней…» поется «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и предначинательный 103-й псалом. («Прииди́те, поклони́мся» обычно опускается.)

«Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 6, и апостола, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Две́рем заключе́нным, прише́л еси, Христе́…».

Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня. Паримии апостола – 36.

На литии стихиры Триоди, глас 4-й и глас 8-й, и стихиры апостола, глас 1-й (см. в Минее на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Прему́дрый ло́вче…» (см. в Минее на хвалитех утрени), «И ныне» – Триоди, глас 8-й: «Две́рем заключе́нным, ученико́м собра́нным…».

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Прииди́те, Небе́снаго та́инства пропове́дника…», «И ныне» – Триоди, глас 5-й: «Человеколю́бче, ве́лие и безприкла́дное…». (Стихиры Пасхи не поются.)

По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гро́бу…» (трижды)7.

По возгласе: «Благословение Господне на вас…», певцы: «Аминь».

Примечание. Здесь, по Уставу, полагается чтение: «Чту́тся же Дея́ния от нача́ла или́ бесе́ды Златоу́стаго от нача́ла» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»). «Ве́домо же бу́ди, я́ко от Неде́ли Святы́я Па́схи, да́же до Неде́ли всех святы́х, по благослове́нии хле́бов, чту́тся Дея́ния святы́х апо́стол. В про́чия же Неде́ли всего́ ле́та чту́тся седмь Собо́рная Посла́ния апо́стольская, и четырена́десять Посла́ний свята́го Па́вла, и Открове́ние свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва» (Типикон, гл. 2, 1-е «зри»). Порядок чтения Типикон при этом не оговаривает.

Чтение совершается следующим образом. Чтец: «Деяния святых апостол благослови, отче, прочести́». Священник: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь», и начинается чтение. По окончании чтения чтец: «Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков». Другой чтец (по Типикону – предстоятель): «Аминь».

«Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и начинается шестопсалмие: «Слава в вышних Богу…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гро́бу…» (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гро́бу…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника (Триоди).

Полиелей. Величание праздника (Триоди): «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди во ад сше́дшаго и с Собо́ю вся воскреси́вшаго», и избранный псалом8. (Воскресные тропари «Ангельский собор…» не поются.) Седален Триоди по полиелее, глас 1-й: «Ви́дя Моя́ ре́бра и я́звы гвозде́й…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенны – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Похвали́, Иерусали́ме, Го́спода, хвали́ Бо́га твоего́, Сио́не»; стих: «Яко укрепи́ вереи́ врат твои́х». Евангелие воскресное 1-е – Мф., зач. 116. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…»; «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». «Помилуй мя, Боже…»9, и стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…» (единожды).

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи), глас 1-й: «Пои́м, вси лю́дие…», со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и апостола на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й; седален апостола, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои Антипасхи, глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в…».

По 6-й песни – кондак праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й: «Любопы́тною десни́цею…», и икос, глас тот же: «Кто сохрани́ учени́чу длань…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9-й песни канона совершается.

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш» (на глас 1-й). Светилен Триоди: «Мои́х удо́в…». «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна́ благоуха́ет…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 1-й – 3, и апостола, глас тот же – 310. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «По днех осми́х воста́ния Твоего́…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гро́бу…». Ектении, и отпуст: «Воскресы́й из ме́ртвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго славнаго апостола Фомы, святаго славнаго апостола и евангелиста Марка и всех святых…» (святой храма не поминается).

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я, глас 1-й: «На го́ру ученико́м…» (см. в Триоди).

Примечание. «Начина́ются же от днесь лити́и, си́речь исхожде́ния в притво́р. Та́кожде и Оглаше́ния преподо́бнаго отца́ на́шего Фео́дора Студи́та, в ни́хже пое́м: «Сла́ва, и ны́не», стихи́ру ева́нгельскую…» (Триодь Цветная, в Неделю Фомину, на утрене, указание перед евангельской стихирой). «Внемли́, я́ко лити́и в притво́ре пре́жде 1-го часа́ быва́ют и Оглаше́ния Студи́това. Пото́м час 1-й, и про́чее обы́чно, и соверше́нный отпу́ст» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 3-е «зри»). Иными словами: 1) временно прерванные исхождения в притвор по воскресным дням для чтения Оглашений Студитовых и 1-го часа (в последний раз такое исхождение было в Неделю ваий), а по седмичным – для пения лити́и по усопшим (прекратилось с Великого Четверга) возобновляются с нынешнего дня, т. е. с Недели Антипасхи; 2) когда бывает чтение Оглашений (т. е. по воскресным дням), в притворе сначала произносятся Оглашения Студитовы и поется тропарь прп. Феодора Студита, а потом читается 1-й час; в седмичные же, непраздничные дни сначала читается 1-й час, и притом в храме, а затем уже бывает исхождение в притвор и в нем пение литии о усопших (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676).

Часы – обычные, трехпсалмные. (Об особенностях часов см. 24 апреля, Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи, п. 5.)

На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь апостола. Кондаки апостола и праздника Триоди (Антипасхи) читаются попеременно.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Примечание. «Литурги́я быва́ет пора́ну, труда́ ра́ди бде́ннаго» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).

По возгласe «Благословено Царство…» – «Христос воскресе…» (трижды). На пение тропаря, по традиции, отверзаются царские врата.

Примечание. «Ве́домо бу́ди, я́ко от Неде́ли Но́выя и до отда́ния пра́здника Па́схи, нача́ло Литурги́и си́це быва́ет: по е́же рещи́ диа́кону: Благослови́, влады́ко. И иере́й: Благослове́нно Ца́рство… и пое́т иере́й: Христо́с воскре́се… три́жды, весь тропа́рь, кроме́ стихо́в: Да воскре́снет Бог… Та́же ектения́, и про́чее Литурги́и» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).

Великая ектения.

Антифоны изобразительны.

Блаженны праздника Триоди, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я – 4.

На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

Примечание. В период от Фоминой Недели до отдания Пасхи на входе Литургии поется: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гро́бу…», тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й: «Любопы́тною десни́цею…».

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели Антипасхи и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Задостойник Пасхи: «Ангел вопия́ше…» – «Свети́ся, свети́ся…».

Причастен – Недели Антипасхи: «Похвали́, Иерусали́ме…», и апостола: «Во всю зе́млю…».

По возгласе иерея «Со стра́хом Божиим…» – певцы: «Благослове́н Грядый…». Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы вместо «Ви́дехом…» поют: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды). По возгласе иерея «Всегда, ныне и присно…» певцы поют: «Да испо́лнятся уста́ наша…». По возгласе «Слава Тебе, Христе Боже…» поется: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Отпуст, как и на утрене.

Примечание. «На трапе́зе быва́ет утеше́ние бра́тии ве́лие» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).

Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы.

В Неделю Антипасхи вечера совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

Примечание. В период от Фоминой Недели до отдания Пасхи отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых…».

Сноски:

1 См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 317–331.

2 Или «Сладкое лобзание», по-гречески – «Гликофилу́са».

3 Ср.: Типикон, 23 апреля, 5-я Маркова глава; 21 мая, «зри».

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 670–678.

5 В некоторых храмах при затворении царских врат принято петь тропарь Антипасхи, глас 7-й: «Запеча́тану гро́бу…».

6 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

7 Тропарь апостола не поется по Трисвятом (на благословении хлебов), т. к. служба апостола полиелейная, а не бденная.

8 Согласно 3-й Марковой главе Типикона под 23 апреля, при соединении служб Фоминой Недели и великого святого величание поется только одно – Фоминой Недели, однако в богослужебной традиции встречается практика пения двух величаний – Фоминой Недели и святого (попеременно, со стихами соответствующих избранных псалмов). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 673.

9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 674.

10 Ср.: Типикон, 23 апреля, 3-я Маркова глава. При пении хвалитных стихир допустимо опустить славник апостола, глас 6-й: «Прему́дрый ло́вче…», учитывая то обстоятельство, что он был спет в стихирах на литии.