23. Понедельник 2-й седмицы по Пасхе. Вмч. Гео́ргия Победоно́сца.

́Иверской иконы Божией Матери (службу зри 12 февраля и 13 октября)1.

Мц. царицы Александры.

Бденная служба вмч. Георгия Победоносца совершается вместе со службой Триоди (см. Типикон, 23 апреля).

Примечание. Вечернее богослужение, согласно Уставу, начинается 9-м часом: «Благословен Бог наш…». «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне». «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), псалмы и т. д. На 9-м часе – тропарь и кондак праздника Триоди (Антипасхи). После 9 часа совершается малая вечерня2.

Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха3) и дневными трипеснцами Триоди4. В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть…» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).

На великой5 вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и великомученика, глас 4-й – 5. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Досто́йно и́мени…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Две́рем заключе́нным…».

Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творя́й чудеса́» (со стихами). Паримии великомученика – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й и глас 4-й. «Слава» великомученика, глас 5-й: «Возсия́ весна́…», «И ныне» праздника Триоди, глас 1-й: «Ученико́м сомня́щимся…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры великомученика, глас 4-й (со своими припевами)6. «Слава» великомученика, глас тот же: «Разу́мнаго адама́нта…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «По днех осми́х…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель…» (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель…», «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

Примечание. Стихословие двух кафизм на утрене (и рядовой на вечерне) начинается от Недели Фоминой и продолжается до отдания праздника Воздвижения Креста Господня включительно (21 сентября) (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»).

По 1-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикосну́выйся руко́ю…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)7. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – седален великомученика, глас 1-й: «Се возсия́ благода́ти весна́…». «Слава» ин седален великомученика, глас тот же: «Во́инство, е́же на земли́…», «И ныне» седален праздника Триоди, глас тот же: «Прикосну́выйся руко́ю…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Ма́терь Тя Бо́жию...».

Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Седален великомученика по полиелее, глас 3-й: «Любо́вию горя́щею…». «Слава» – ин седален великомученика по полиелее, глас 4-й: «Возде́лав приле́жно…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 1-й: «Прикосну́выйся руко́ю…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Сло́во О́тчее…»8. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Пра́ведник, я́ко фи́никс, процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится»; стих: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т». Евангелие – Лк., зач. 63. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами страстоте́рпца…»9. Стихира великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…».

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и великомученика (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален великомученика, глас тот же. «Слава» ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в…».

По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика. «Слава» ин светилен великомученика, «И ныне» – светилен праздника Триоди (Антипасхи; по выбору).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры великомученика, глас 2-й – 410. «Слава» великомученика, глас тот же: «Да помава́ют пра́ведная…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Фома́, глаго́лемый Близне́ц…» (см. на хвалитех)11.

Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом12: стихиры праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, без стиховных припевов)13, и великомученика, глас тот же – 3. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Да помава́ют пра́ведная…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Фома́, глаго́лемый Близне́ц…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пле́нных свободи́тель…». «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…».

На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь великомученика. Кондаки праздника Триоди (Антипасхи) и великомученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны14 праздника Триоди, песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и великомученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Примечание. Тропарь и кондак храма святого не поются, так как совершалось всенощное бдение.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

Задостойник Пасхи.

Примечание. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии» (Типикон, 23 апреля).

1 Празднование в честь второго обретения списка Иверской иконы Божией Матери внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2012 года и согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года.

2 По возгласе «Благословен Бог наш…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и читается предначинательный псалом («Приидите, поклонимся» перед 103-м псалмом обычно опускается). Об изменяемых частях малой вечерни см. 23 апреля в Типиконе и Минее. На малой вечерне прокимен, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса», с одним стихом: «Сказал еси в людех силу Твою» (ср: Типикон, гл. 1-я; 26 марта, 16-я Маркова глава: «О томже празднице, аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в понедельник, во вторник или в среду Светлыя недели»). В конец малой вечерни – тропарь великомученика, глас 4-й: «Подвигом добрым подвизался еси…», «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…». В приходской практике малая вечерня обычно опускается.

3 В седмицу Фомину на повечерии вместе с трипеснцами Триоди поются в соответствии с днем седмицы рядовые каноны Богородицы (для повечерия) из службы Октоиха 1-го гласа, в седмицу Мироносиц – 2-го гласа, и т. д. до отдания Пасхи.

4 См. в приложении Цветной Триоди. Для повечерий в пятницу вечером в Триоди приводятся четверопеснцы.

5 В вечер Недели Фоминой (Антипасхи) совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. В текущем году великая вечерня со входом и великим прокимном входит в состав бденной службы вмч. Георгия Победоносца.

6 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

7 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

8 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

9 Ср.: Типикон, 23 апреля, 2-я Маркова глава: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели».

10 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

11 См. следующую сноску.

12 Если святой полиелейный (и выше), то, согласно общему уставу, на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

13 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

14 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.