Пятница. РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «о часе 10-м нощи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 25 декабря)1. Перед его началом бывает благовест и потом трезвон во вся кампаны.

Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом, облачившись, творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный», и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.

На пение «С нами Бог…», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.

По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…».

По 2-м Трисвятом – кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресущественнаго раждает…».

По «Слава в Вышних Богу…» – выход на литию.

На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Волсви, персидстии царие…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Ликуют Ангели вси на Небеси…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й и глас 3-й (со своими припевами). «Слава» – праздника, глас 4-й: «Веселися, Иерусалиме…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «В вертеп вселился еси…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенны – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Из чрева прежде денницы родих Тя…». Евангелие – праздника. По 50-м псалме: «Слава» – «Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы», «И ныне» – «Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися в Вифлееме». Стихира праздника, глас 6-й: «Слава в Вышних Богу…».

Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Христос раждается…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Спасе люди…», по дважды, тропари на 6).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – ирмосы обоих канонов (по каждой песни).

По 3-й песни – ипакои праздника, глас 8-й (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.

1-й лик поет припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу»2, и ирмос 1-го канона: «Таинство странное вижу…».

2-й лик – то же.

1-й лик припев: «Величай, душе моя, от Девы…», тропарь: «Изрядное течение зряще…».

2-й лик припев: «Величай, душе моя, в вертепе…», тропарь: «Изрядное течение зряще…».

1-й лик припев: «Величай, душе моя, от волхвов…», тропарь: «Новорожденное,– волхвом…».

2-й лик припев: «Величай, душе моя, от звезды…», тропарь: «Новорожденное,– волхвом…».

1-й лик припев: «Величай, душе моя, Чистую Деву…», тропарь: «Испыта Ирод время звезды…».

2-й лик припев: «Волсви и пастырие приидоша…», тропарь: «Испыта Ирод время звезды…».

1-й лик поет припев 2-го канона: «Днесь Дева раждает Владыку…», и ирмос 2-го канона: «Любити убо нам…».

2-й лик припев: «Днесь Владыка раждается…», и тот же ирмос.

1-й лик припев: «Днесь пастырие видят Спаса…», тропарь: «Образы несветлы и сени…».

2-й лик припев: «Днесь Владыка рубищем пеленается…», тропарь: «Образы несветлы и сени…».

1-й лик припев: «Днесь всяка тварь веселится…», тропарь: «Образы несветлы и сени…».

2-й лик припев: «Небесныя Силы рождшагося Спаса…», тропарь: «Желание получивше и Божия пришествия…».

1-й лик припев (вместо «Славы»): «Величай, душе моя, Триипостаснаго…», тропарь: «Желание получивше и Божия пришествия…».

2-й лик припев (вместо «И ныне»): «Величай, душе моя, Избавльшую…», тропарь: «Желание получивше и Божия пришествия…».

Затем оба лика вместе поют припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую…», и ирмос 1-го канона: «Таинство странное вижу…», потом оба лика припев 2-го канона: «Днесь Дева раждает Владыку…», и ирмос 2-го канона: «Любити убо нам…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Посетил ны есть свыше…». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Егда время еже на землю…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос в Вифлееме…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». (До отдания, кроме воскресенья, великий отпуст начинается словами: «Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий…».)

На часах – тропарь и кондак праздника.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Примечание. «В сей день бывает Литургия порану, труда ради бденнаго» (Типикон, 25 декабря).

Антифоны праздника.

Входный стих – праздника: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседекову».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника, глас 4-й, «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й.

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…».

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника.

Задостойник – припев: «Величай, душе моя…» и ирмос: «Любити убо нам…» (и до отдания праздника Рождества Христова).

Отпуст в конце Литургии – как на утрене.

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание.

Примечание. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений – ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»).

Вечером в день Рождества Христова после 9-го часа служится великая вечерня3.

Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Слава в Вышних Богу…» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 31 декабря, «зри»).

Вход с кадилом4. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий…» (со стихами). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «В Вифлеем стекошася…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). «Премудрость» и прочее по обычаю5. Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже в вертепе родивыйся…»6.

С 26 по 30 декабря – попразднство Рождества Христова.

31 декабря отдание праздника Рождества Христова.

Сноски:

1 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

2 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

3 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

4 При архиерейском богослужении на вечерне совершается вход с Евангелием.

5 После возгласа: «Премудрость» – певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице…», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови»; иерей произносит великий отпуст.

6 Если вслед за великой вечерней совершается, по сложившейся богослужебной практике, утреня, то царские врата не отверзаются, и отпуст вечерни не произносится: после «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас утрени: «Слава Святей…», творя крест кадилом.