Суббота пред Рождеством Христовым. Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прославление прав. Симео́на Верхоту́рского (службу зри 12 сентября).

Свт. Моде́ста, архиеп. Иерусалимского. Прп. Севастиа́на Сохотского, Пошехо́нского.

Сщмч. Фадде́я, архиеп. Тверского.

Служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прав. Симеона Верхотурского (Б).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Ве́лия Креста́ Твоего́, Го́споди, си́ла…», 3-й: «Ве́лия му́ченик Твои́х, Христе́, си́ла…», 4-й: «Проро́цы, и апо́столи Христо́вы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «В жена́х Свята́я, Богоро́дице…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак мучеников (общий), глас 2-й2: «Свети́льницы све́тлии…» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 88 об.).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Святы́х му́ченик па́мять…», 2-й: «Царе́й и мучи́телей…», 3-й: «Си́лы святы́х А́нгел…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Без се́мене…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».

На часах – тропарь и кондак мучеников.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак храма, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе и ра́дуйтеся пра́веднии»; стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния…».

Апостол и Евангелие – субботы пред Рождеством Христовым и дня.

Аллилуиарий дня (субботы), глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Господь услы́ша их…»; стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…».

Причастен дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праведного, глас 8-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – праведного, глас 4-й: «Безстра́стия добро́тою…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праведного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – праведного, глас 6-й: «Ди́вны дарова́ния твоя́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

По Трисвятом – тропарь праведного (на прославле́ние), глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праведного (на прославле́ние), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении. Седальны праведного (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праведного на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праведного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – седален праведного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак (на прославле́ние, глас 2-й) и икос праведного.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праведного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праведного, глас 4-й – 4. «Слава» – праведного, глас 5-й: «Торжеству́юще днесь…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ра́дуйся, Ра́дость ми́ру роди́вшая…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праведного (на прославле́ние), глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На часах – тропарь праведного (на прославле́ние, глас 4-й). Кондак праведного (на прославле́ние, глас 2-й).

На Литургии блаженны праведного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь праведного (на прославле́ние, глас 4-й). «Слава» – кондак праведного (на прославле́ние, глас 2-й), «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь праведного (на прославле́ние, глас 4-й); кондак храма. «Слава» – кондак праведного (на прославле́ние, глас 2-й), «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен4 – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе и ра́дуйтеся пра́веднии», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния…»; и праведного, глас 7-й: «Весели́тся пра́ведник о Го́споде…».

Апостол и Евангелие – субботы пред Рождеством Христовым, дня (под зачало) и праведного.

Аллилуиарий – дня (субботы) и праведного.

Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и праведного: «В па́мять ве́чную…».

Примечание. Согласно общепринятой традиции Русской Православной Церкви, накануне гражданского новолетия вечером (18 декабря ст. ст. / 31 декабря н. ст.) или в первый день гражданского нового года (19 декабря ст. ст. / 1 января н. ст.) совершается Молебное пение на Новый год5.

30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):

«Привнесение службы „начала инди́кта, си́речь новаго лета» в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…» (см. ниже. –Сост.).

Новогодний молебен6.

Начальный возглас: «Благослове́но Ца́рство…», после обычных предначинательных молитв – «Прииди́те, поклони́мся…» и псалом 64-й: «Тебе́подоба́ет песнь, Бо́же, в Сио́не…».

Великая ектения (с прошениями из существующего чина новогоднего молебна).

На «Бог Господь» – тропарь, глас 2-й: «Всея́ тва́ри Соде́телю…».

Псалом 50-й.

Канон «новому лету» (из службы 1 сентября), глас 1-й (без ирмосов). Припевы: «Ми́лостиве Го́споди, услы́ши моли́тву раб Свои́х, моля́щихся Тебе́».

По 3-й песни – катавасия: «Изба́ви от бед рабы́ Твоя́, Влады́ко Многоми́лостиве…». Ектения и седален индикта (из службы 1 сентября).

По 6-й песни – вышеуказанная катавасия. Ектения и кондак индикта, глас 2-й: «В Вы́шних Живы́й, Христе́ Царю́…» (из службы 1 сентября). Прокимен, глас 4-й: «Ве́лий Госпо́дь наш, и ве́лия кре́пость Его, и ра́зума Его несть числа́»; стих: «Хвали́те Го́спода, яко благ псало́м». «Всякое дыхание…». Евангелие – Лк., зач. 13.

По 9-й песни: «Достойно есть». Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь индикта; «Слава, и ныне» – кондак индикта. Ектения сугубая (с прошениями из существующего новогоднего молебна), возглас.

Молитва (из того же молебна) и отпуст7. Многолетие.

Сноски:

1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

2 В Минее общей (М., 2002) вместо 2-го гласа для кондака мучеников ошибочно указан глас 8-й (ср.: Типикон, гл. 56).

3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

4 См.: Типикон, 18 декабря, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 375.

5 См.: Требник. М., 2000. С. 880–891; М., 2004. С. 542–559; Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб., 1996р. Л. 3–10 об.

6 Приведенный чин новогоднего молебна (с каноном из службы Минеи 1 сентября) может совершаться, по благословению настоятеля, вместо молебного пения на Новый год, помещенного в Требнике и в Последовании молебных пений (гл. 1).

7 Существует традиция произнесения на Новогоднем молебне отпуста: «Иже времена́ и ле́та в Своей власти положи́вый, Христос, Истинный Бог наш…». Отпуст праздника Обрезания Господня (1 января ст. ст.): «Иже пло́тию обре́затися изво́ливый нашего ра́ди спасе́ния, Христос, Истинный Бог наш…», указываемый в некоторых изданиях Требника (ср.: Требник. М., 2000. С. 891), произносить не следует, поскольку молебное пение на Новый год в современной практике Русской Церкви совершается в соответствии с гражданским новолетием (1 января н. ст. / 19 декабря ст. ст.). О произнесении великого отпуста на молебне см. Типикон, гл. 50, «Подоба́ет ве́дати, ка́ко пое́тся моле́бен на Святу́ю Па́сху».