Суббота. Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого.

Служба прор. Наума не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прав. Филарета Милостивого1 в соединении со службой прор. Наума (без праздничного знака) и субботней службой Октоиха (Б).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 3-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» — 2-й: «Спа́се, не постыди́ мене́…», 3-й: «Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же…», 4-й: «Святи́и му́ченицы…», припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Я́же еди́на…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом — тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь пророка, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова — канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), пророка на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого — канон пророка со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни — седален пророка, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак пророка, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «Па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Посреде́ суди́ща…», 3-й: «Еди́но ды́шуще…»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Моли́, Де́во…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом — тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Ма́ти Свята́я…».

На часах — тропарь и кондак пророка.

На Литургии блаженны Октоиха — 6.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь пророка; кондак храма, кондак пророка. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».

В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь пророка; кондак пророка. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.

Апостол и Евангелие — дня.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прав. Филарета, глас 4-й — 3, и пророка глас 3-й — 3. «Слава» — прав. Филарета, «И ныне» — догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры прав. Филарета (со своими припевами). «Слава» — прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во…».

По Трисвятом — тропарь прав. Филарета. «Слава» — тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь прав. Филарета (дважды). «Слава» — тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».

Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении. Седальны прав. Филарета (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), прав. Филарета на 6 и пророка на 4.

В храме святого — канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), прав. Филарета на 6 и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни — кондак пророка, глас 4-й; седален прав. Филарета. «Слава» — седален пророка, глас 5-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Из Тебе́ вопло́щшагося…».

По 6-й песни — кондак и икос прав. Филарета.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прав. Филарета. «Слава» — ин4 светилен прав. Филарета, «И ныне» — Богородичен Минеи5.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры прав. Филарета — 4. «Слава» — прав. Филарета, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь прав. Филарета. «Слава» — тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».

На часах — тропарь прав. Филарета. «Слава» — тропарь пророка. Кондаки пророка и прав. Филарета читаются попеременно.

На Литургии блаженны прав. Филарета, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак прав. Филарета. «Слава» — кондак пророка, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь прав. Филарета, тропарь пророка; кондак храма, кондак прав. Филарета. «Слава» — кондак пророка, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — прав. Филарета и дня.

Апостол и Евангелие — прав. Филарета и дня.

Сноски:

1 Минея содержит две службы прав. Филарета Милостивого (с. 10–25 и с. 25–33).

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

4 Если в службе один светилен, то он повторяется.

5 Если в службе отсутствует Богородичен светильна, его допустимо заимствовать из другой службы прав. Филарета.