Понедельник. Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигоро́дского. Аллилуия.

Мч. Ангели́.

Прп. Феоду́ла Царегра́дского.

По Уставу, совершается аллилуйная служба (прор. Софонии) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Софонии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Саввы Сторожевского (В) и образец соединения славословной службы прп. Саввы Сторожевского со службой прор. Софонии (без праздничного знака) и службой Октоиха (Г).

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й — 3, и пророка, глас 4-й — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко во глубину́…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Арха́нгела Гаврии́ла…».

По Трисвятом — тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Благоутро́бия су́щи…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь пророка, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Благоутро́бия су́щи…».

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и пророка на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни — седален пророка, глас 6-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак пророка, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя…».

По Трисвятом — тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Ма́ти Свята́я…».

На часах — тропарь и кондак пророка.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня, тропарь пророка; кондак дня, кондак пророка. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь дня, тропарь храма, тропарь пророка; кондак дня, кондак храма, кондак пророка. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.

Апостол и Евангелие — дня.

Б. Порядок аллилуйной службы (прор. Софонии) см. 18 июня.

На вечерне кафизмы нет.

На утрене кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.

Кондаки на изобразительных в следующем порядке:

В храме Господском — кондак храма, кондак дневной: «Архистрати́зи Божии…», кондак пророка. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы — кондак дневной: «Архистрати́зи Божии…», кондак пророка. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — кондак дневной: «Архистрати́зи Божии…», кондак храма, кондак пророка. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.

В. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 6-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Е́же по о́бразу…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгела Гаврии́ла…».

По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется1. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет2, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни — седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й — 4. «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче Са́вво…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди…».

На часах — тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня и преподобного.

Апостол и Евангелие — дня и преподобного.

Г. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 6-й — 3, и пророка глас 4-й — 3. «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Е́же по о́бразу…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгела Гаврии́ла…».

По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» — тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» — тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется3. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет4, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и пророка на 4.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни — кондак пророка, глас 4-й; седален преподобного, глас тот же. «Слава» — седален пророка, глас 6-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «От се́рдца стена́ние…».

По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й — 4. «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче Са́вво…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» — тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».

На часах — тропарь преподобного. «Слава» — тропарь пророка. Кондаки пророка и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак преподобного. «Слава» — кондак пророка, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь пророка; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» — кондак пророка, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня и преподобного.

Апостол и Евангелие — дня и преподобного.

Сноски:

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

2 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

4 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).