Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Глас 6-й. Попразднство Рождества Христова. Правв. Ио́сифа Обру́чника, Дави́да царя и Иа́кова, брата Господня.

Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Прп. Марке́лла, игумена обители «Неусыпа́ющих». Прпп. Марка и Фео́фила Печерских, в Ближних пещерах.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службами попразднства Рождества Христова и святых Богоотцов (см. в Минее 26 декабря)1 по Марковой главе Типикона под 26 декабря: «В Неде́лю по Рождестве́ Христо́ве па́мять соверша́ем святы́х и пра́ведных Ио́сифа Обру́чника, Дави́да царя́, и Иа́кова бра́та Бо́жия».

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 3, праздника, глас 2-й – 4 (см. в службе праздника 25 декабря), и святых, глас 1-й – 3. «Слава» – святых, глас 6-й: «Па́мять соверша́ем…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в службе праздника 25 декабря). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Волсви́, перси́дстии ца́рие…» (см. в службе праздника 25 декабря).

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – святых, глас тот же: «Свяще́нных па́мять…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь неви́димое Естество́…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (дважды), и тропарь святых, глас 2-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные2.

Непорочны3 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1-й на 4 и святых на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; седален святых, глас тот же. «Слава» – седален Минеи, глас тот же, «И ныне» – ин седален Минеи, глас 1-й.

По 6-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен святых, «И ныне» – светилен праздника (см. в службе праздника 25 декабря).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и праздника, глас 4-й – 4 (со своими припевами; стихиры праздника см. на хвалитех 25 декабря; припевы см. на стиховне вечера 25 декабря). «Слава» – святых, глас 8-й: «Кровь, и огнь, и куре́ние ды́ма…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 9-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропари праздника и святых читаются попеременно. Кондаки праздника и святых читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 7-я – 4, и святых, песнь 6-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – воскресные и Недели по Рождестве Христовом (т. е. святых)4.

Апостол и Евангелие – Недели по Рождестве Христовом.

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…»; и святых: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Сноски:

1 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 386–395.

2 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й…».

3 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

4 Об аллилуиарии гласа в Типиконе умалчивается, но, по мнению В. Розанова, он предполагается (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 363).