12. Четверг. Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца.
Прп. Ферапо́нта Мо́нзенского.
Служба свт. Спиридо́на Тримифу́нтского шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Учитывая повсеместное глубокое почитание памяти свт. Спиридо́на Тримифу́нтского, можно считать допустимым совершение ему полиелейной службы[1](Б).
Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала).
А. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Преподо́бне о́тче, блаже́нне Спиридо́не…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, ра́досте пра́дедов…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Святи́телей Боже́ственный сосу́д…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко плодови́та ма́слина…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заче́ншая неопа́льно…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заче́ншая неопа́льно…».
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и святителя на 6.
Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11).
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона святителя.
По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Преподо́бне о́тче, святи́телю прехва́льне…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя сте́ну стяжа́хом…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Безма́терняго на Небеси́…».
На часах – тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны Октоиха – 4 и святителя, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь святителя; кондак дня, ин кондак дня, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Преподо́бне о́тче, блаже́нне Спиридо́не…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 (см. в Минее общей).
На стиховне стихиры святителя, глас 8-й (см. в Минее общей; со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Святи́телей Боже́ственный сосу́д…» (см. в службе святителя), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны святителя (см. в Минее общей; по дважды).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (см. в Минее общей; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач., от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Спиридона…». Стихира святителя, глас 6-й: «Насле́дниче Бо́жий…» (см. в Минее общей).
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Христос раждается…».
По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 8-й – 4 (см. в Минее общей; первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Преподо́бне о́тче, святи́телю прехва́льне…» (см. славник на стиховне утрени в службе святителя), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя сте́ну стяжа́хом…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».
На часах – тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя (см. в службе святителя).
Апостол и Евангелие – дня и святителя (Евр., 335 зач.; Лк., 24 зач.).
1 При совершении полиелейной службы свт. Спиридо́на Тримифу́нтского следует заимствовать недостающие богослужебные тексты из общей службы святителю единому (см. в Минее общей, гл. 10, л. 57 об. и слл.).