Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 3-й. Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (с 2 февраля). Заговенье на Великий пост.

Предпразднство Сретения Господня. Мч. Трифона.

По Уставу, на этот день с понедельника, 2 февраля, переносится служба праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа (см. Типикон, 2 февраля, 7-я Маркова глава).

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой праздника Сретения Господня по 2-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подобает ведати, аще случится праздник Сретения Господня в Неделю мытаря и фарисея, или блуднаго, или мясопустную, или сыропустную».

Примечание. Служба предпразднства Сретения Господня не совершается. Служба мч. Трифона переносится на малое повечерие под 31 января. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, службу мч. Трифона с 1 февраля можно перенести на субботу сырной седмицы (31 января) и совершать в соединении со службой преподобных отцов (из Триоди).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, Триоди, глас 6-й – 3, и праздника, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Седе Адам прямо рая…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Да отверзется дверь Небесная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й1: «Ветхий деньми, Иже закон…», «Днесь древле…», глас 2-й: «Емуже вышнии…»; и Триоди (см. на хвалитех, без припевов)2, глас 5-й: «Увы мне…», глас тот же: «Поприще добродетелей…»3. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Солнце лучи скры…» (см. на литии), «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Ветхий деньми, младенствовав плотию…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Изгнан бысть Адам…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже на Херувимех…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…». Величание5 праздника и избранный псалом. «Ангельский собор». Ипакои гласа. Седален праздника, глас 1-й: «Лик Ангельский…» (см. по 1-м стихословии), ин седален праздника, глас тот же: «Сый со Отцем…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Младенствуеши мене ради…». Степенны – гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви». Евангелие – праздника (Лк., 8 зач.). «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь…»6.

Примечание. «Хотя Слава: Молитвами Богородицы…, И ныне: Молитвами Богородицы…, Помилуй мя, Боже… в Типиконе не указаны,… но не видим оснований к замене этих песнопений покаянными, тем более что стихира праздника поименована» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405).

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди на 4 и праздника на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Сушу глубородительную…».

По 3-й песни – кондак и икос Триоди, глас 6-й; седален Триоди, глас 4-й (по выбору)7. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «На горе Синайстей…».

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Припевы праздника не поются.)

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен Триоди: «Заповедь Твою…», «И ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и праздника, глас 4-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера); стих: «Воскресни, Господи Боже мой…», и стихира Триоди, глас 6-й: «Адам из рая…». «Слава» – Триоди, глас тот же: «Приспе время…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с особыми стихами: 1-й – «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, / по глаголу Твоему, с миром»; 2-й – «Свет во откровение языков / и славу людей Твоих Израиля»; 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…»8.

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 3-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки праздника и Триоди читаются попеременно.

На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.

Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание…», «Яко овча…», «И яко Агнец…», «Во смирении Его…», «Род же Его…», «Яко вземлется…», «Жрется Агнец…» и «Един от воин…». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.

Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей…», а не «Хлебы сия…».

При возглашении «Святая святым» священник возносит не один Агнец, а все три вместе.

Для причащения раздробляется обычным порядком только первый Агнец, а остальные два напояются Святой Кровию. Для этого священник берет правой рукой лжицу, омокает ее в Святой Крови, левой же рукой берет второй Агнец и напояет Его над Чашей крестообразно, после чего полагает Агнец в Дарохранительницу. Таким же образом заготовляется и третий Агнец.

Антифоны изобразительны.

Блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и праздника, песнь 6-я – 4.

Входное праздника: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою»9.

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели сыропустной и праздника.

Апостол и Евангелие – Недели сыропустной и праздника.

Задостойник праздника – припев: «Богородице Дево, упование христианом…», и ирмос: «В законе сени…».

Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и праздника: «Чашу спасения прииму…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

Примечание. В 2010 году службы попразднства и отдания Сретения Господня не совершаются. «Аще ли Сретение будет в Неделю сыропустную, тогда празднуем един день» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Указ о празднице Сретения Господня, аще в кой день Сретение будет, или в кой день случится отдание его»).

Вечером в Неделю сыропустную иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час – по обычаю. В конце 9-го часа иерей произносит возглас: «Боже, ущедри ны…». Читается молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…».

Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы

Вечерня. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы).

Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Октоиха покаянны, глас 3-й – 4 (2 из стиховных стихир на вечерне в Неделю вечера и 2 из стиховных стихир на утрене понедельника)10, Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи (св. Симеона Богоприимца, с 3 февраля)11, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу стихир Минеи, от меньших: «Радуйся, Света облаче…» (см. в приложении Минеи).

Если случится память двух малых святых, то поются стихиры первого святого, а стихиры второго святого с «Господи, воззвах» переносятся на хвалитны утрени.

Во время пения стихир – обычное каждение. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата. Вход с кадилом12. «Свете Тихий».

Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю; скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю»; стих 1-й: «Спасение Твое, Боже, да приимет мя»; стих 2-й: «Да узрят нищии и возвеселятся»; стих 3-й: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».

Примечание. Великий прокимен «Не отврати лица Твоего…» поется также на вечерне во 2-ю и 4-ю Недели поста. В 1-ю, 3-ю и 5-ю Недели поется прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»; стих 1-й: «От конец земли к Тебе воззвах»; стих 2-й: «Покрыюся в крове крил Твоих»; стих 3-й: «Тако воспою имени Твоему во веки».

Ектения сугубая «Рцем вси…» не произносится. После исполнения прокимна читается: «Сподоби, Господи…»13. Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ангельстии чини…».

«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…»14. По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны, святии апостоли…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами)15. После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже…», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».

Литии о усопших после этой вечерни не полагается.

Примечание. Далее в «Богослужебных указаниях» при описании аналогичных служб Четыредесятницы (вечерни накануне понедельника) на ряду (под числом) указываются только изменяемые песнопения службы. При этом дается отсылка к дате, под которой неизменяемая часть последования излагается подробно.

После отпуста, по традиции, совершается чин прощения.

На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови»16. На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях – наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др17.

Примечание. «По вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (Типикон, гл. 49-я, «В туюжде Неделю сырную вечера»).

Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.

Примечание. Если накануне совершалось бдение, то канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется.

Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец…» произносится: «Боже, ущедри ны…». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко…». После поклонов – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная…», и прочее по обычаю.

Сноски:

1 «На литии стихиры праздника, глас 1-й: Ветхий деньми… и прочих две. Таже в Триоди хвалитных…» (Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава).

2 «Того ради вчинися петися Триоди хвалитным стихам в литию на вечерни, за еже не оставити триоднаго стиха ни единаго, еже ему не петися» (Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава, 4-е «зри»).

3 Хвалитная стихира Триоди, глас 6-й: «Адам из рая…», не переносится на литию, а поется на хвалитех утрени.

4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…».

5 Ср.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава.

6 Покаянные песнопения Триоди («Покаяния отверзи ми двери…», и проч.) по 50-м псалме не поются.

7 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос Триоди, глас 6-й; седален Триоди, глас 4-й: «Изгнан бысть…». «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Ныне время…», «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «На горе Синайстей…».

8 Из-за совпадения Сретения Господня с воскресным днем отпуст праздничный: «Иже во объятиих праведнаго Симеона носитися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш…», не произносится, поскольку заменяется воскресным отпустом: «Воскресый из мертвых…».

9 См.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава. «Приидите, поклонимся… Воскресый из мертвых…» не поется, кроме архиерейских богослужений (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 380–381).

10 Октоих на стиховне вечерни и утрени содержит по три стихиры (две покаянные и мученичен) с Богородичном. Из каждого цикла стихир берутся первые две – покаянные.

11 На понедельник 1-й седмицы Великого поста (2 февраля), по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, переносится со вторника (3 февраля) празднование в честь правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Службы попразднства и отдания Сретения Господня не совершаются.

12 В Неделю сыропустную и во все Недели Четыредесятницы бывает вход ради великих прокимнов.

13 Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от «Сподоби, Господи…» начинается великопостное. Существует практика, по которой священнослужители по закрытии царских врат переоблачаются в темные одежды, и диакон [или иерей в епитрахили (в приходских храмах – и в фелони, если он служит один без диакона)] выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы же поют эту ектению не обычным, но великопостным напевом.

14 Иерей произносит этот возглас, стоя на солее перед царскими вратами. Здесь же он остается до отпуста вечерни, творит поклоны при пении тропарей: «Богородице Дево» и др., произносит возглас: «Сый благословен…» и молитву прп. Ефрема Сирина, с положенными на ней великими поклонами, и совершает отпуст.

15 В воскресные дни Великого поста на вечерне положены только три великих поклона, а не 16, как в седмичные дни.

16 В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом.

17 В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. В старинных же соборных Чиновниках, например, Новгородского Софийского собора, Московского Большого Успенского собора, указывается петь во время целования святынь песнопения молитвенно-покаянного содержания: «Покаяния отверзи ми двери…», «На спасения стези…», «Множества содеянных…», «Владычице, приими молитвы…», стихиру Успения: «О дивное чудо…» и молитву Святому Духу: «Царю Небесный…». В некоторых храмах принято также петь стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим».