Понедельник 4-й седмицы. Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского.

Прп. Поликарпа Брянского.

Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 1 февраля. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 6-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й и глас 3-й – 3, и стихиры сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Прегрешений пучиною…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние…», со стихами (по обычаю).

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя…».

Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 1 февраля).

На малом повечерии в Неделю вечером поется служба обретения мощей мучеников, иже во Евгении (с 22 февраля).

Примечание. Канон Богородицы не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.

Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 2 февраля.

На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я.

Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1-м часе после Богородична: «Что Тя наречем…» вместо «Стопы моя направи…» совершается поклонение Честному Кресту. В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных.

Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата1) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», стихиры на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Приидите, вернии…» и др., и совершается целование Креста.

В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична «Что Тя наречем» на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо «Стопы моя» иерей с диаконом поют «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место».

В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на часах и на изобразительных по Трисвятом – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…».

На вечерне2 – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 8-й – 3, и Предтечи, глас 5-й – 3 (см. в Минее 24 февраля). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Сокровище Божественных даров…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий»3. Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Услыши, Боже, глас мой…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Услыши ны, Боже…», со стихом) и чтение трех паримий Предтечи (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения «Рцем вси…» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – Предтечи, глас 2-й: «Якоже Божественных умышлений…», «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы»: «О, чудесе новаго…».

«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе певцы поют – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»]4, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами, без малых). После поклонов молитва: «Всесвятая Троице…», «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю Господа…». Иерей: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.

Сноски:

1 Иерей на выход царскими вратами и поклонение Кресту, по традиции, облачается в фелонь.

2 Вечерня начинается с «Приидите, поклонимся…» после молитвы прп. Ефрема Сирина в конце Изобразительных.

3 На вечерне после «Свете Тихий» – обычное благословение: «Мир всем».

4 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.