Понедельник сырный. Свт. Порфи́рия, архиеп. Га́зского. Седмица сырная (масленица) — сплошная.

Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди.

Служба свт. Порфи́рия, архиеп. Га́зского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди.

Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»).

На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й — 3, и святителя, глас 8-й — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Плоть от крове́й Твои́х прие́м…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя, Благода́тная…».

По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й1. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме…».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии — седальны Октоиха, глас 7-й.

По 2-м стихословии — седален Триоди, глас 1-й. «Слава» — тот же седален, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.

Псалом 50-й.

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни: канон святителя со ирмосом на 6 (ирмосы единожды)2 и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и святителя на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия — по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й — ирмосы канона святителя, а по 1-й, 8-й и 9-й — ирмосы второго трипеснца).

По 3-й песни — седален святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак святителя, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Без се́мене зачала́ еси…».

По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний…».

На часах — тропарь и кондак святителя.

На Литургии антифоны вседневные.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня, тропарь святителя; кондак дня, кондак святителя. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь дня, тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня, кондак храма, кондак святителя. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.

Апостол и Евангелие — дня.

Примечание. «Ве́домо же бу́ди: я́ко в понеде́льник сы́рныя седми́цы яди́м два́жды днем, сыр и я́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).

Сноски:

1 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 196) указывают тропарь святителя, глас 4-й: «Пра́вило ве́ры…» (см. в Минее общей, гл. 10, л. 59).

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 432.