Понедельник сырный. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы. Седмица сырная (масленица) – сплошная.

Равноап. Никола́я, архиеп. Япо́нского. Блгв. кн. Романа Угличского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Умягче́ние злых сердец» или «Симео́ново прорече́ние».

Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха1 и Минеи, но и Постной Триоди.

Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»)2.

Служба правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы совершается вместе со службой попразднства Сретения Господня и службой Триоди (по 10-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся попра́зднство Сре́тения Госпо́дня в понеде́льник, или́ во вто́рник, или́ в четверто́к сы́рныя неде́ли»)3.

На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3 (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы), и святого, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Ве́тхий де́ньми…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Днесь дре́вле Моисе́ю…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст: «Иже во объя́тиих…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни: праздника со ирмосом на 44, святого на 2 («3 стиха на два»)5 и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды)6, и святого на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона святого, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).

По 3-й песни – кондак святого, глас 4-й; седален Триоди, глас 1-й: «Отверзо́шася Боже́ственнаго покая́ния преддве́рия…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «От Де́вы Тя воплоще́нна…».

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Минеи: «Непреме́нне по Ипоста́си…». «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи…» (см. 2 февраля)7.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 6-й – 4 (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени; без стиховных припевов; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет…». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени).

Примечание. Типикон не уточняет, какая именно стихира праздника должна петься на «И ныне» стиховен утрени. В этом случае можно считать допустимым и повторение стихиры праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени), и пение иной стихиры праздника из рядовой службы Минеи 3 февраля (по выбору).

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст 1-го часа: «Иже во объя́тиих…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии блаженны праздника, песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и святого, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника; кондак храма. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святого.

Апостол и Евангелие – дня и святого.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во объя́тиих…».

Примечание. «Ве́домо же бу́ди: я́ко в понеде́льник сы́рныя седми́цы яди́м два́жды днем, сыр и я́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).

Сноски:

1 В седмичные дни попразднства Сретения Господня Октоих не поется.

2 В седмичные дни попразднства Сретения Господня Октоих не поется. На стиховне вечерни и утрени вместо стихир Минеи поются стихиры Триоди.

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 455–458.

4 Устав (см.: Типикон, 2 февраля, 10-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона праздника в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 456–457), в данном случае ирмос канона праздника должен петься дважды.

5 Данное указание Типикона означает, что в каноне святого первые два тропаря соединяются и поются «за един». Богородичны канона святого опускаются.

6 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 456–457, 467.

7 Ср.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 31 об.–32.