Понедельник 3-й седмицы. Первое и второе Обре́тение главы Иоанна Предтечи.

Прп. Ера́зма Печерского, в Ближних пещерах.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по 11-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «А́ще ли случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы в понеде́льник 2-я, или́ 3-я, или́ 4-я неде́ли посто́в».

Вечерня. По совершении 9-го часа иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы).

Великая ектения. Поется «Блажен муж» – 1-й антифон. Малая ектения.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 8-й – 4 (первая стихира ­– дважды), и Предтечи, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Сокро́вище Боже́ственных даро́в…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…». (Во время пения стихир – обычное каждение.)

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́; ско́ро услы́ши мя, вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю»; стих 1-й: «Спасе́ние Твое́, Бо́же, да прии́мет мя»; стих 2-й: «Да у́зрят ни́щии и возвеселя́тся»; стих 3-й: «Взыщи́те Бо́га, и жива́ бу́дет душа́ ва́ша».

Паримии Предтечи – 3. (Ектения «Рцем вси…» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – Предтечи, глас 2-й: «Я́коже Боже́ственных умышле́ний…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго…».

«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе певцы поют – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» ­– Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]1, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). После третьего поклона иерей – «Слава Тебе, Христе Боже…», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».

На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мчч. Марка, еп. Арефуси́йского, Кирилла диакона и иных многих (с 29 марта).

Примечание. Канон Богородицы не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.

По Трисвятом – кондак Предтечи, глас 2-й2.

Вместо возгласа: «Молитвами святых отец…» произносится: «Боже, уще́дри ны…». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…». Конечное Трисвятое не произносится. После третьего поклона – молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», и прочее по обычаю.

На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш…» – чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

На «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Воздержа́ния огне́м…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоблагода́тная Чи́стая…».

По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Тро́ице Свята́я…» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Предста́тельство ве́рных…».

По 3-м стихословии – малая ектения. Седален Предтечи, глас 4-й: «Яко Боже́ственное сокро́вище…» (см. по 1-м стихословии). «Слава» – ин седален Предтечи, глас тот же: «Изда́вшися, яко зла́то от руды́…» (см. по 2-м стихословии), «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Никогда́же премолчи́м…» (см. по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание Предтечи и избранный псалом. Седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Крести́телева глава́…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодари́м Тя при́сно, Богоро́дице…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Предтечи, глас 4-й: «Та́мо возращу́ рог Дави́ду3, угото́вах свети́льник пома́занному Моему́»; стих: «Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость его́». Евангелие – Предтечи. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна…». Стихира Предтечи, глас 6-й: «Я́же пе́рвее на блю́де…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни – канон Предтечи со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)4 и трипеснцы Триоди на 85.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон Предтечи со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды)6.

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви…».

Катавасия по 1-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго трипеснца Триоди, глас 8-й; по 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален Предтечи, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 2-й7.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Предтечи, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Всечестну́ю главу́…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благолюби́вый Бо́же…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Я́же пе́рвее на блю́де…» (см. по 50-м псалме; ср.: Типикон, 3-я Маркова глава под 24 февраля), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельское сло́во…».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]8, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе – кафизмы нет9. Тропарь и кондак Предтечи. Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви…» и «Да испо́лнятся уста́ моя́…» – читаются10. После возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево́де…». Отпуст великий, и многолетны.

Примечание. «Егда́ же пое́м полиеле́й, на часе́х в кампа́н не ударя́ем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

На 3-м часе – кафизма 7-я. На 6-м часе – кафизма 8-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 9-я. На всех часах – тропарь и кондак Предтечи, конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На изобразительных блаженны11 «глаго́лем поско́ру без пе́ния».

Кондаки:

В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – «Предстательство христиан…»; или же – кондак Предтечи. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме Богородицы – кондак Предтечи. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме святого12 – кондак Предтечи. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвята́я Тро́ице…». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 12 февраля.

На вечерне – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 2-й: «О́тче Благи́й…» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Святы́м му́чеником…» (эти стихиры Триоди см. на стиховне вечера в понедельник), и подобны Триоди, глас 1-й: «Пост возлю́бим…», «Все житие́ мое́…», и глас 3-й: «Прииди́те, вси, в кимва́лех псало́мских…» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» в понедельник вечера); и стихиры Предтечи, глас 5-й – 4 (см. на «Господи, воззвах»; первая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Сокро́вище Боже́ственных даро́в…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никто́же притека́яй…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «О Бо́зе похва́лимся весь день…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Помяну́ и́мя Твое́…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет.

Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Во́нмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И ду́хови твоему́», диакон: «Прему́дрость»), и поется прокимен Предтечи, глас 7-й: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде…» (со стихом).

Апостол, аллилуиарий и Евангелие – Предтечи.

По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

Причастен: «Вкуси́те и ви́дите…», и Предтечи: «В па́мять ве́чную…».

На отпусте иерей поминает в качестве дневных святых сначала св. Иоанна Предтечу13, потом святого следующего дня – свт. Тара́сия, архиеп. Константинопольского.

Примечание. Канон рядового святого (25 февраля, свт. Тара́сия, архиеп. Константинопольского) поется на утрене, а вечерние стихиры с «Господи, воззвах» поются на хвалитех. См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава, 4-е «зри».

Примечание. «По отпу́сте же вхо́дим в трапе́зу, и яди́м два варе́ния с еле́ем, и пие́м вино́. В сре́ду же и пято́к, яди́м два варе́ния без еле́я, и пие́м вино́» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

Сноски:

1 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

2 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас.

3 В Служебнике: «Дави́дови».

4 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.

5 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.

6 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.

7 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас.

8 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

9 Кафизмы на 1-м часе не бывает по понедельникам и пятницам всех седмиц Великого поста.

10 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

11 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем…».

12 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 552.

13 Дневной отпуст вторника предполагает обязательное поминовение святого Иоанна Предтечи (в качестве святого дня седмицы).