Суббота мясопу́стная. Вселенская родительская суббота.

Мц. Ага́фии.
Иконы Божией Матери, именуемой «Взыск
а́ние
пог
и́бших».
Свт. Феод
о́сия,
архиеп. Черн
и́говского
(службу зри
9 сентября).

Память совершаем всех от века усопших
православных христиан, отец и братий
наших. Служба по Октоиху и Триоди. Служба
попразднства Сретения Господня
отменяется: «а́ще
ли бу́дет
попра́зднство
Сре́тения
в суббо́ту
мясопу́стную,
тогда́
слу́жба
попра́зднства
оставля́ется,
и пое́м
слу́жбу
суббо́ты
уме́рших»
(Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава,
4-е «зри»).

Примечание.
Аналогичная
служба совершается и в Троицкую
родительскую субботу (перед праздником
Пятидесятницы). Если же на дни этих
Вселенских родительских суббот придется
храмовый праздник, то поется служба
храма, а субботняя заупокойная служба
совершается только в особых храмах –
«гробницах» (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу
мясопустную…»,
1-е «зри») или переносится на предшествующие
субботу или четверг (ср.: Типикон, 26-я и
54-я Храмовая глава, 3-я Маркова глава под
2 февраля).

На вседневной вечерне кафизма
18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6:
Октоиха мученичны, глас 1-й – 3 (2-й:
«Моли́твами,
Го́споди,
всех святы́х…»,
3-й: «Еже
на суди́щи…»,
и 4-й: «О, до́брыя
ва́шея
ку́пли…»;
см. на «Господи, воззвах»), и Триоди, глас
8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же:
«Пла́чу и
рыда́ю…»,
«И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную
сла́ву…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия»,
на 8-й глас, с заупокойными стихами –
стих 1-й: «Блаже́ни,
я́же избра́л
и прия́л
еси́, Го́споди,
и па́мять их
в род и род»; стих 2-й: «Ду́ши
их во благи́х
водворя́тся».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная:
«Исполним вечернюю…», и молитва
главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (с
заупокойными припевами, см. Триодь).
«Слава» – Триоди, глас 6-й: «Нача́ток
ми и соста́в…»,
«И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот
же: «Моли́твами
Ро́ждшия Тя,
Христе́…».

Примечание.
«На стихо́вне
му́ченичен
гла́са,
и два ме́ртвена
Иоа́нна
Дамаскина́»
(Типикон, гл. 49-я, «В субботу мясопу́стную…»).
По мнению В. Розанова (см. его
«Богослужебный Устав Православной
Церкви», с. 748–749), если совершается
субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или
6-го гласа, где на стиховне вечерни
приводится два мученична и один мертвен,
нужно, следуя указаниям Устава, петь
один мученичен (1-й), а мертвен повторить
дважды. В субботней службе Октоиха 1-го,
2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни
– один мученичен и два мертвена, а в
службе 7-го гласа – два мученична и два
мертвена.

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю
му́дрости…».
«Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот
же: «Тебе и сте́ну,
и приста́нище…».
Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…»,
и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…».
(Отпуст «Иже во объя́тиих…»
не произносится.)

Примечание.
В Триоди
Постной (л. 16 об.) сказано: «По отпуще́нии
же вече́рни
твори́м
в притво́ре
панихи́ду
за ус
о́пших
и пое́м
кано́н
рядова́го
гла́са
ме́ртвым».
Канон мертвен, или покоин, за усопших,
заимствуется из Октоиха с утрени субботы
текущего гласа (2-й канон). Устав панихиды
– тот же, что и в период пения Октоиха
(см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба
мц. Ага́фии
(с этого дня) и служба прп. Вуко́ла,
еп. Сми́рнского(с 6 февраля)1,
а также канон мертвен Октоиха (без
ирмосов)2.
По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со
святыми упоко́й…».

Примечание.
Сначала
поются каноны рядовых святых, а потом
канон из Октоиха – это особенность
субботы, когда молитвословия святого
предшествуют молитвословиям дня3.
Такой последовательности канонов
придерживается В. Розанов в книге
«Богослужебный Устав Православной
Церкви» (с. 636 и далее). Этим пособием в
вопросе распределения канонов на
повечериях периода Постной Триоди
руководствуются «Богослужебные
указания». Однако существуют доводы и
в пользу пения заупокойного канона
первым (см.: Типикон, 9-я Маркова глава
под 24 февраля; Сырников
Н.
Ключ к
Церковному Уставу. Л. 65 об.).

Примечание.
Если по
отпусте вечерни служилась панихида, то
канон усопшим рядового гласа на повечерии
не поется, ввиду того, что он уже пропет
на панихиде, а совершаются службы рядовых
святых4.

На утрене вместо «Бог Господь» –
«Аллилуия»5
на глас 8-й, с заупокойными стихами –
стих 1-й: «Блаже́ни,
я́же избра́л
и прия́л еси,
Го́споди»;
стих 2-й: «Па́мять
их в род и
род»; стих
3-й: «Ду́ши
их во благи́х
водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю
му́дрости…»
(дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен,
глас тот же: «Тебе́
и сте́ну…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не
заупокойная). Седальны Октоиха6,
глас 1-й (три мученична – 2-й: «Яко до́брии
во́ини…»,
3-й: «Ра́нами
святы́х…»;
затем стих: «Мно́ги
ско́рби
пра́ведным…»
[или стих: «Ди́вен
Бог во святы́х
Свои́х…»],
и 4-й мученичен: «Му́ченики
Христо́вы…»;
потом другой стих: «Блаже́ни,
я́же избра́л…»,
и седален поко́ин
гласа: «Сме́ртную
держа́ву…»).
«Слава, и ныне» – Богородичен по 2-м
стихословии: «Еди́на
кре́пкая…»,
или Богородичен гласа, по 1-м стихословии:
«Гаврии́лу
веща́вшу…».

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́,
поется, по Уставу, на 5-й глас, без
«захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава,
и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́
поется припев: «Благослове́н
еси, Го́споди,
научи́ мя
оправда́нием
Твоим», к
стихам 2-й статии́
припев: «Спа́се,
спаси́ мя».

Примечание.
Согласно распространенной практике,
стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями.
С началом пения кафизмы священник с
диаконом выходят через северные и южные
врата на середину храма к тетраподу
(панихидному столу), иерей (со свечой в
руке) читает псаломские стихи, а певцы
тихо поют припев: на 1-й статии –
«Благословен еси, Господи…», на 2-й
статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это
время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание.
В приходских храмах существует практика
выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую
заупокойную ектению по 6-й песни канона
через царские врата.

Первая статия́
начинается пением: «Блаже́ни
непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом)
92-й и 93-й стихи: «Яко
а́ще бы не
зако́н Твой
поуче́ние
мое́ был,
тогда у́бо
поги́бл бых
во смире́нии
мое́м»; «Во
век не забу́ду
оправда́ний
Твои́х, я́ко
в них оживи́л
мя еси́»
(каждый стих по трижды)7.

Примечание.
Относительно окончания первой и второй
статии 17-й кафизмы при заупокойном
богослужении существуют следующие
мнения: 1) каждый из двух последних стихов
первой и второй статии поется по трижды
с соответствующим припевом8;
2) в каждой статии два последних стиха
объединяются «за един» и поются с
припевом трижды9.

Затем произносится малая заупокойная
ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и
паки…», певцы: «Господи, помилуй»
(единожды); «Еще́
молимся о упокое́нии
душ усо́пших
рабо́в Бо́жиих
пра́отец,
оте́ц, и
бра́тий
наших, зде лежа́щих,
и повсю́ду
правосла́вных
христиа́н,
и о е́же
прости́тися
им вся́кому
прегреше́нию
во́льному
же и нево́льному»,
певцы: «Господи, помилуй» (единожды);
«Яко да Господь Бог учини́т
души их…»,
певцы: «Господи, помилуй» (единожды);
«Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи».
«Господу помолимся», певцы тихо: «Господи,
помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву:
«Боже духо́в
и вся́кия
пло́ти…».
Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…».
Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…»
правый лик начинает петь вторую статию:
«Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или
диакон) совершают, по традиции, малое
каждение (тетрапод окрест, иконостас,
лики, народ, местные иконы иконостаса,
тетрапод спереди, то есть с западной
стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива́
будет душа́
моя и восхва́лит
Тя, и судьбы́
Твоя помо́гут
мне»; «Заблуди́х,
яко овча́
поги́бшее:
взыщи́ раба́
Твоего́, яко
за́поведей
Твоих не забы́х»
– поются (с припевом) по трижды, и тотчас
– тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х
лик обре́те…»,
во время которых священник с диаконом
совершают, по обычаю, полное каждение
всего храма.

Затем произносится малая заупокойная
ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й
статии). По возгласе поется седален,
глас 5-й: «Поко́й,
Спа́се наш…».
«Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот
же: «От Де́вы
возсия́вый…»10.
Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по
дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Примечание.
Катавасия Сретения Господня: «Сушу
глубородительную…»,
не поется.

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды,
тропари на 6, припев к тропарям: «Упоко́й,
Го́споди,
ду́ши усо́пших
раб Твои́х»,
к последним тропарям – «Слава» и «И
ныне»). В конце этой песни катавасия –
тот же ирмос.

По 3-й песни – малая ектения (обычная,
не заупокойная). Седален Триоди, глас
5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне»
– Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения
(см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак,
глас 8-й: «Со святы́ми
упоко́й…»,
и икос, глас тот же.

Примечание.
По традиции, во время пения катавасии
6-й песни, через северные и южные (или
через царские) врата священник с диаконом
выходят к тетраподу. У тетрапода
произносится малая заупокойная ектения
(по обычаю, с кадилом). Во время пения
кондака «Со святыми упокой…» иерей с
диаконом (или диакон) совершают малое
каждение (окрест тетрапода, иконостас
и предстоящих). После пения кондака и
икоса священник с диаконом возвращаются
в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» обычно не
поется11.
Малая ектения (обычная, не заупокойная).
Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен
Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные
псалмы12.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й –
4. «Слава» – Триоди, глас
2-й: «Яко цвет увяд
а́ет…»,
«И ныне» – Богородичен Триоди, глас

тот же: «Ра́дуйся,
Мари́е
Богоро́дице…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но
сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему
нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха (покойны)
рядового гласа (в данном случае 1-го)13
с заупокойными стихами. «Слава» –
Триоди, глас 6-й: «Боле́знь
Ада́му
бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди,
глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю
му́дрости…».
«Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот
же: «Тебе и сте́ну…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…».
Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови».
Иерей: «Сый благослове́н…».
Певцы: «Утверди́,
Боже…». Читается 1-й час, и бывает отпуст:
«Христос, Истинный Бог наш…». (Отпуст
«Иже во объя́тиих…»
не произносится.)

На часах – тропарь: «Глубино́ю
му́дрости…».
Кондак: «Со святыми упокой…».

Примечание.
Поскольку в этот день служба попразднства
Сретения Господня отменяется, на 1-м
часе после молитвы «Христе́,
Све́те
Истинный…»,
по традиции, поется кондак «Взбра́нной
Воево́де…».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом)
и 6-я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю
му́дрости…».
«Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми
упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас
тот же: «Тебе и сте́ну…».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши
их во благи́х
водворя́тся»,
со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х
ду́шу мою…».

Апостол – дня и за упокой.

Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́ни,
яже избра́л…»,
со стихом.

Евангелие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Примечание.
Задостойник праздника Сретения Господня
не поется.

Причастен: «Блаже́ни,
яже избра́л…».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…».
(Отпуст «Иже во объя́тиих…»
не произносится.)

1
См.: Розанов В. Богослужебный Устав
Православной Церкви. С. 631–636. О порядке
пения служб на повечерии см. 22 февраля,
во вторник 2-й седмицы Великого поста.

2
Канон мертвен, или покоин, за усопших,
заимствуется из Октоиха с утрени субботы
текущего гласа (2-й канон).

3
Однако в отношении литургийных чтений
периода пения Триоди порядок иной –
от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание
23 января) и до Недели всех святых по
субботам Апостол и Евангелие читаются
так: сначала чтение дня, затем святого
(см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).

4
Службы рядовых святых могут быть
совершены заранее – на повечериях
предшествующих дней мясопустной седмицы
(ср.: примечание 30 января).

5
«Аллилуиа» обыкновенно поется трижды
по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный
Устав Православной Церкви. С. 754–755).

6
Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав
Православной Церкви. С. 754–755.

7
После первой статии не произносится:
«Слава, и ныне», но трижды поются с
припевом заключительные два стиха 1-й
статии.

8
Ср.: Богослужебные указания на 1958 год
для священно-церковнослужителей. М.,
1958. С. 25; Последование исходное монахов,
Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р.
Л. 109, 112, 116.

9
Ср.: Богослужебные указания на 1957 год
для священно-церковнослужителей. М.,
1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О
поминовении усопших по Уставу Православной
Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование
парастаса,
сиречь великия панихиды и всенощнаго
бдения, певаемых по усопшим. Петроград,
1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование
панихиды.

10
Священнослужители уходят в алтарь.

11
Пение «Достойно есть» допустимо, так
как в аналогичной службе Троицкой
родительской субботы «Достойно есть»
указано в Цветной Триоди.

12
В аналогичной службе в Троицкую
родительскую субботу Триодь указывает
петь «Всякое дыхание…» перед хвалитными
псалмами.

13
Типикон указывает на стиховне утрени
в мясопустную субботу пение стихир
Октоиха 6-го гласа. Однако данное
указание, вполне подходящее для Троицкой
родительской субботы (в которую всегда
поются песнопения Октоиха 6-го гласа,
приводящиеся на ряду в Цветной Триоди),
не может всецело применяться к службе
мясопустной субботы, поскольку служба
Постной Триоди в этот день соединяется
со службой рядового гласа Октоиха
(см. соответствующее указание Постной
Триоди на утрене субботы мясопустной).