Пятница 1-й седмицы. Свт. Льва,
папы Римского.

Прп. Космы́
Яхромского.


Литургия Преждеосвященных Даров.

Подробное изложение порядка богослужения
утрени и часов см. 14 февраля.

На утрене к первому Троичному припев:
«Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою
Креста Твоего сохрани нас, Господи».
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней.

Порядок пения канона при типе службы
одного малого святого: 1-я песнь
канона стихословится так же, как во
вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я
и 4-я песни стихословятся так же, как в
понедельник. 5-я песнь стихословится
подобно 1-й в понедельник.

По 3-й песни – седален Минеи (святителя),
глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен
Минеи, глас тот же.

6-я песнь стихословится с начала, от
стиха: «Возопи́х
в скорби моей…» и до: «Храня́щии
су́етная и
ло́жная…»
включительно. После этого стиха – 1-й
тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со
гла́сом
хвале́ния…»,
и 2-й тропарь канона Минеи
данном случае – повторяется 1-й тропарь:
«
Петра́
честна́го…»).
«Слава» – 3-й тропарь канона Минеи
данном случае – 2-й тропарь: «
Сы́на
Еди́наго…»),
«И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию
– ирмос канона Минеи.

По 6-й песни – кондак
и икос Минеи (святителя),
глас 3-й. (Мученичен Октоиха из
приложения Триоди поется в составе
седальнов по 1-м стихословии.)

7-я песнь стихословится с начала, от
стиха: «Благослове́н
еси, Господи, Боже оте́ц
на́ших…» и
до: «Благослове́н
еси, ви́дяй
бе́здны…»
включительно. После этого стиха поется
ирмос канона Минеи. Далее: «Благослове́н
еси на престо́ле…»,
и 1-й тропарь канона Минеи. «Благослове́н
еси на тве́рди…»,
и 2-й тропарь канона Минеи
данном случае – повторяется 1-й тропарь:
«
Сна не дал еси…»).
«Слава» – 3-й тропарь канона Минеи
данном случае – 2-й тропарь: «
Еди́ну
Ипоста́сь…»),
«И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь
ирмосом не покрывается, но сразу
стихословится 8-я песнь.

Примечание.
Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских
песней в данном случае необходимо по
той причине, что на утрене субботы 1-й
седмицы предполагается стихословить
библейские песни не в великопостной
редакции, а по разделам Ирмология
«Господеви поем» или «Поем Господеви»,
в которых 6-я и 7-я библейские песни
полностью не исполняются, а, следовательно,
на 1-й седмице поста были бы полностью
исполнены не все библейские песни.
Поэтому Типикон предлагает полностью
стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу
(Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы,
2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова
глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В
богослужении суббот 2-й, 3-й1
и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я
библейские песни должны полностью (в
великопостной редакции) исполняться
на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й2
седмицы рекомендуется поступить так
же, как и на 1-й седмице Великого поста3.

Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как
в понедельник.

К светильну первое окончание: «…силою,
Господи, Креста Твоего, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с
обычными припевами). «Слава, и ныне» –
Крестобогородичен Триоди, глас тот же:
«Яко ви́де
Тя распина́ема…».
Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в
понедельник.

На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение
всей св. Четыредесятницы кафизмы не
стихословятся. На 3-м часе – кафизма
19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й:
«Возлюблю́
Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник
мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи,
Помо́щниче
мой и Изба́вителю
мой»; стих: «Небеса́
пове́дают
славу Божию…».

Подробное изложение порядка изобразительных
см. 14 февраля (окончание изобразительных
см. 16 февраля).

Порядок кондаков на изобразительных в
храме Господском см. в среду, 16 февраля;
в храме Богородицы и святого – см. в
понедельник, 14 февраля.

Подробное изложение порядка богослужения
вечерни в соединении с Литургией
Преждеосвященных Даров
см. 16 февраля.

Примечание.
На субботу, 19 февраля, может быть
перенесена с четверга, 17 февраля,
полиелейная служба в честь сщмч.
Ермогена,
патриарха Московского и всея России,
чудотворца
(см. Типикон,
24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9
марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9
марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я
Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).

Если в субботу 1-й седмицы (19 февраля)
будет совершаться служба вмч. Феодора
Тирона из Триоди (вариант А):

На вечерне
с Литургией
Преждеосвященных Даров
– кафизма
18-я.

На «Господи,
воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен
дня, глас 5-й: «Прииди́те,
ве́рнии…»
(дважды), мученичны Октоиха, глас 3-й –
4 (см. в пяток вечера: «Стра́ждуще
до́блии
му́ченицы…»,
«Ве́лия
Креста́
Твоего́,
Го́споди,
си́ла…»,
«Ве́лия
му́ченик
Твои́х,
Христе́,
си́ла…»
и «Проро́цы,
и апо́столи
Христо́вы…»)4,
и вмч. Фео́дора
Ти́рона
(из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч.
Феодора, глас 6-й: «Сосу́да
употреби́в
враг…», «И ныне» – догматик, глас 3-й:
«Ка́ко
не диви́мся…».

Вход с кадилом.
«Свете Тихий». Чтение паримий Триоди
(прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит
тя Господь в день печа́ли»;
стих: «Защи́тит
тя имя Бога Иа́ковля».
Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся,
Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи,
силою Твоею…»). «Да испра́вится
молитва моя…», и прочее последование
Литургии Преждеосвященных Даров (по
обычаю).

По заамвонной молитве иерей с диаконом
исходят к уготованному на солее столу,
на котором стоит блюдо с ко́ливом,
и совершают чин молебного пения
великомученику Феодору Тирону. Чтец –
псалом 142-й: «Господи, услы́ши
моли́тву
мою…»5.
На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора,
глас 2-й: «Ве́лия
ве́ры
исправле́ния…».
«Слава» – тот же тропарь, «И ныне» –
Богородичен, глас тот же: «Вся па́че
смы́сла…».
Чтец – псалом 50-й. Во время псалма
совершается каждение. По обычаю, диакон
кадит о́крест
стола с коливом и священнослужителей.

Примечание.
Устав дает следующие указания относительно
каждения: «…Псалом 50-й. И кадит священник
коливо, и настоятеля, и лики, по чину»
(Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й
седмицы]»).

По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора,
глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют
запевы: «Святый великому́чениче
Фео́доре,
моли́ Бога
о нас» к двум первым тропарям канона,
затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю,
читает тропари канона.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды),
«Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора,
глас 8-й.

По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос
9-й песни: «Тя, Неискусобра́чную
Ма́терь…».

Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» –
возглас: «Яко Твое есть Царство…», и
тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия
ве́ры
исправле́ния…».
«Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й:
«Ве́ру
Христо́ву…»,
«И ныне» – Богородичен, глас тот же:
«Якоже
Предста́тельство…».
Диакон: «Господу помолимся». Певцы:
«Господи, помилуй».

Иерей читает молитву над коливом
(ср.: Служебник, Чин благословения
колива):

Вся соверши́вый
сло́вом
Твои́м,
Го́споди,
и повеле́вый
земли́
многоразли́чныя
прозяба́ти
плоды́
в наслажде́ние
и пи́щу
на́шу,
Иже
се́менми
три о́троки
и Дании́ла,
су́щия
в Вавило́не,
сластнопита́нных
све́тльшия
показа́вый!
Сам, Всеблаги́й
Царю́,
и се́мена
сия́
с разли́чными
плоды́
благослови́
и от них вкуша́ющия
освяти́,
я́ко
во сла́ву
Твою́
и в честь свята́го
великому́ченика
Фео́дора
Ти́рона
сия́
предложи́шася
от Твои́х
рабов,
и в па́мять
во благочести́вой
ве́ре
скончавшихся.
Пода́ждь
же, Бла́же,
благоукраси́вшим
сия́
и па́мять
соверша́ющим
вся, я́же
ко спасе́нию
проше́ния,
и ве́чных
Твои́х
благ наслажде́ние,
моли́твами
Пречи́стыя
Влады́чицы
на́шея
Богоро́дицы
и Присноде́вы
Мари́и,
и свята́го
великому́ченика
Фео́дора
Ти́рона,
его́же
и па́мять
соверша́ем,
и всех святы́х
Твои́х.
Яко
Ты еси благословля́яй
и освяща́яй
вся́ческая,
Бо́же
наш, и Тебе́
сла́ву
возсыла́ем,
Безнача́льному
Отцу́,
со Единоро́дным
Твои́м
Сы́ном,
и Пресвяты́м,
и Благи́м,
и Животворя́щим
Твои́м
Ду́хом,
ны́не
и при́сно,
и во ве́ки
веко́в.

Певцы: «Аминь». «Буди
имя Господне…» (трижды). [«Слава, и
ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю
Господа…». Отпуст по обычаю.

Примечание.
«И вхо́дим
в трапе́зу,
вкуша́ем
же вина́
и еле́а,
ра́ди
свята́го.
Сие́
прия́хом
в Ла́вре
преподо́бнаго
отца́
на́шего
Са́ввы,
и кинови́и
преподо́бнаго
Вели́каго
Евфи́мия:
но не твори́м
сего́
ны́не
за че́стность
дне, оба́че
яди́м
варе́ние
с сли́вами
без еле́а,
и арме́а:
произволяющии
же ядя́т
сухояде́ние,
я́коже
и в сре́ду»
(Типикон, гл. 49, «В
пяток вечера [1-й седмицы]»).

Если в субботу 1-й седмицы (19 февраля)
служба вмч. Феодора Тирона из Триоди
будет совершаться в соединении6
с полиелейной службой в честь сщмч.
Ермоге́на,
патриарха Московского и всея России,
чудотворца (вариант
Б):

На вечерне
с Литургией
Преждеосвященных Даров
– кафизма
18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10:
Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те,
ве́рнии…»
(дважды), сщмч. Ермогена, глас 3-й – 4 (см.
в Минее 17 февраля), и вмч. Фео́дора
Ти́рона (из
Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч.
Феодора, глас 6-й: «Сосу́да
употреби́в
враг…», «И ныне» – догматик,
глас 3-й: «Ка́ко
не диви́мся…».

Вход с кадилом.
«Свете Тихий». Чтение паримий Триоди
(прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит
тя Господь в день печа́ли»;
стих: «Защи́тит
тя имя Бога Иа́ковля».
Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся,
Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи,
силою Твоею…») и чтение трех паримий
сщмч. Ермогена (с обычными возглашениями:
«Премудрость» и «Вонмем»).
«Да испра́вится
молитва моя…», и прочее последование
Литургии Преждеосвященных Даров (по
обычаю).

По заамвонной молитве иерей с диаконом
исходят к уготованному на солее столу,
на котором стоит блюдо с ко́ливом,
и совершают чин молебного пения
великомученику Феодору Тирону. Чтец –
псалом 142-й: «Господи, услы́ши
моли́тву
мою…»7.
На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора,
глас 2-й: «Ве́лия
ве́ры
исправле́ния…».
«Слава» – тот же тропарь, «И ныне» –
Богородичен, глас тот же: «Вся па́че
смы́сла…».
Чтец – псалом 50-й. Во время псалма
совершается каждение. По обычаю, диакон
кадит о́крест
стола с коливом и священнослужителей.

Примечание.
Устав дает следующие указания относительно
каждения: «…Псалом 50-й. И кадит священник
коливо, и настоятеля, и лики, по чину»
(Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й
седмицы]»).

По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора,
глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют
запевы: «Святый великому́чениче
Фео́доре,
моли́ Бога
о нас» к двум первым тропарям канона,
затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю,
читает тропари канона.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды),
«Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора,
глас 8-й.

По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос
9-й песни: «Тя, Неискусобра́чную
Матерь…».

Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» –
возглас: «Яко Твое есть Царство…», и
тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия
ве́ры
исправле́ния…».
«Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й:
«Ве́ру
Христо́ву…»,
«И ныне» – Богородичен, глас тот же:
«Якоже
Предста́тельство…».
Диакон: «Господу помолимся». Певцы:
«Господи, помилуй».

Иерей читает молитву над коливом
(ср.: Служебник, Чин благословения
колива):

Вся соверши́вый
сло́вом
Твои́м,
Го́споди,
и повеле́вый
земли́
многоразли́чныя
прозяба́ти
плоды́
в наслажде́ние
и пи́щу
нашу,
Иже
се́менми
три о́троки
и Дании́ла,
су́щия
в Вавило́не,
сластнопита́нных
све́тльшия
показа́вый!
Сам, Всеблаги́й
Царю́,
и се́мена
сия́
с разли́чными
плоды́
благослови́
и от них вкуша́ющия
освяти́,
я́ко
во сла́ву
Твою́
и в честь свята́го
великому́ченика
Фео́дора
Ти́рона
сия́
предложи́шася
от Твои́х
рабов,
и в па́мять
во благочести́вой
ве́ре
сконча́вшихся.
Пода́ждь
же, Бла́же,
благоукраси́вшим
сия́
и па́мять
соверша́ющим
вся, я́же
ко спасе́нию
проше́ния,
и ве́чных
Твои́х
благ наслажде́ние,
моли́твами
Пречи́стыя
Влады́чицы
на́шея
Богоро́дицы
и Присноде́вы
Мари́и,
и свята́го
великому́ченика
Фео́дора
Ти́рона,
его́же
и па́мять
соверша́ем,
и всех святы́х
Твои́х.
Яко
Ты еси благословля́яй
и освяща́яй
вся́ческая,
Бо́же
наш, и Тебе́
славу
возсыла́ем,
Безнача́льному
Отцу́,
со Единоро́дным
Твои́м
Сы́ном,
и Пресвяты́м,
и Благи́м,
и Животворя́щим
Твои́м
Ду́хом,
ны́не
и при́сно,
и во ве́ки
веко́в.

Певцы: «Аминь». «Буди
имя Господне…» (трижды). [«Слава, и
ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю
Господа…». Отпуст по обычаю.

Примечание.
«И вхо́дим
в трапе́зу,
вкуша́ем
же вина́
и еле́а,
ра́ди
свята́го.
Сие́
прия́хом
в Ла́вре
преподо́бнаго
отца́
нашего
Са́ввы,
и кинови́и
преподо́бнаго
Вели́каго
Евфи́мия:
но не твори́м
сего́
ны́не
за че́стность
дне, оба́че
яди́м
варе́ние
с сли́вами
без еле́а,
и арме́а:
произволя́ющии
же ядя́т
сухояде́ние,
я́коже
и в сре́ду»
(Типикон, гл. 49, «В
пяток вечера [1-й седмицы]»).


1
В 2017 году в субботу 3-й седмицы может
совершаться полиелейная служба в честь
обретения
мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского.
В этом случае библейские песни на утрене
субботы 3-й седмицы должны будут петься
в праздничной редакции «Поем Господеви…».

2
В текущем году на пятницу 6-й седмицы
приходится праздник Благовещения
Пресвятой Богородицы. В этом случае
библейские песни на утрене должны будут
петься в праздничной редакции «Поем
Господеви…», что делает невозможным
выполнение данной рекомендации на 6-й
седмице Великого поста.

3
Данная рекомендация относится также
и к пятнице 3-й седмицы поста, если в
субботу 3-й седмицы будет совершаться
полиелейная служба в честь обретения
мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского.
Ср.: Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава;
24 марта, 3-е и 4-е «зри».

4
В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й
мученичен находится в 1-й группе стихир
на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в
пяток вечера); остальные три мученична
– во 2-й группе стихир. [В службе 8-го
гласа расположение текстов иное: в 1-й
группе стихир на «Господи, воззвах»
даны 3 мученична, а четвертого мученична
нет (2-я группа стихир не содержит
мученичнов). Таким образом, при совершении
службы Октоиха 8-го гласа следует петь
мученичны 1-й группы стихир, повторяя
первый из них: «Мученицы
Господни…».]

5
В «Службах первой седмицы Великого
поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом
указывается возглас: «Благословен Бог
наш…» и «Приидите,
поклонимся…»
(3).

6
См. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава;
Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср.
Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24
февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я
Храмовые главы.

7
В «Службах первой седмицы Великого
поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом
указывается возглас: «Благословен Бог
наш…» и «Приидите,
поклонимся…»
(3).