Пятница сырная. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы.

Равноап. Никола́я, архиеп. Япо́нского. Блгв. кн. Романа Угличского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Умягче́ние злых сердец» или «Симео́ново прорече́ние».

Служба попразднства Сретения Господня и правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы совершается вместе со службой Триоди (по 11-й1 Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся попра́зднство Сре́тения Госпо́дня на сы́рной неде́ле в сре́ду, или́ пято́к»)2.

Примечание. «Покло́нов не́сть, то́чию по конце́ коего́ждо часа́ по 3 вели́кия покло́ны» (Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава).

На вседневной вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3 (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы), и святого, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Ве́тхий де́ньми…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Днесь дре́вле Моисе́ю…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы).

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]3, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами)4. Чтец: «Аминь»5. Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий: «Иже во объя́тиих…», и многолетны.

Совершается великое повечерие (на повечерии пение везде заменяется чтением). После окончания вседневного славословия («Слава в вышних Богу…») – поется 1-й трипеснец Триоди с утрени сырной пятницы, глас 6-й: «На Кресте́ ру́це пригвозди́в…» (без ирмосов)6.

По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами бу́ди…», но – кондак праздника, глас 1-й: «Утро́бу Деви́чу освяти́вый…».

Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь»7. Молитвы: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Влады́ко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое…». Иерей: «Слава Тебе, Христе́ Боже…». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помо́лимся о Великом Господине…», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе саме́х». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь».

Полунощница вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) после «Честнейшую».

На утрене8 на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 19-я и 20-я.

По 1-м стихословии – малая ектения (возглас: «Яко Твоя держава…»). Седален праздника, глас 1-й: «В це́рковь прине́слся еси…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы). «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – малая ектения (возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…»). Седален праздника, глас 5-й: «Во храм прине́слся еси…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы). «Слава, и ныне» – тот же седален.

Псалом 50-й.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Песнь 1-я – канон праздника со ирмосом на 69, святого на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 3-я – канон праздника со ирмосом на 6, святого на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 8-й: «Небе́снаго кру́га…».

По 3-й песни – малая ектения; кондак святого, глас 4-й; седален Триоди, глас 7-й: «Возвы́си Церкве́й рог…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «От Де́вы Тя воплоще́нна…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, по 3-й песни канона).

Песнь 4-я – канон праздника со ирмосом на 6, святого на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 5-я – канон праздника со ирмосом на 410, святого на 2 (без ирмоса, «пе́рвыя два стиха́ за еди́н»11), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й12 трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса)13.

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Вску́ю мя отри́нул еси…».

Песнь 6-я – канон праздника со ирмосом на 6, святого на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 8-й: «Очи́сти мя, Спа́се…».

По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос праздника, глас 1-й.

Песнь 7-я – канон праздника со ирмосом на 6, святого на 4 (без ирмоса) и Триоди полный канон на 4 (без ирмоса).

Песнь 8-я – канон праздника со ирмосом на 4, святого на 2 (без ирмоса, «пе́рвыя два стиха́ за еди́н»), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса). «Хва́лим, благослови́м…».

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «А́нгели и Небеса́…».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

Песнь 9-я – канон праздника со ирмосом на 4, святого на 2 (без ирмоса, «пе́рвыя два стиха́ за еди́н»), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса) и 2-й трипеснец Триоди на 4 (без ирмоса).

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Чу́жде ма́терем де́вство…».

По 9-й песни «Достойно есть», по обычаю, не поется. Малая ектения. Светилен Минеи: «Непреме́нне по Ипоста́си…». «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи…» (см. 2 февраля)14.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 6-й – 4 (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени; без стиховных припевов; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. там же).

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет…». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени).

Примечание. Типикон не уточняет, какая именно стихира праздника должна петься на «И ныне» стиховен утрени. В этом случае можно считать допустимым и повторение стихиры праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени), и пение иной стихиры праздника из рядовой службы Минеи 3 февраля (по выбору).

«Благо есть…» (единожды)15. Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]16, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

Примечание. На часах кафизм не положено. Ударов на каждом часе в колокол, как это принято Великим постом, нет.

На всех часах – тропарь праздника. Кондак только праздника. Конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На 1-м часе – стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви…» и «Да испо́лнятся уста́ моя́…» – читаются17. После возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Непосредственно после поклонов18 иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется кондак праздника, глас 1-й: «Утро́бу Деви́чу освяти́вый…». Отпуст 1-го часа (великий): «Иже во объя́тиих…», и многолетны.

На 6-м часе после Богородична часа: «Яко не и́мамы дерзнове́ния…», чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 8-й: «Даждь нам по́мощь…», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 1-й: «Бу́ди, Господи, милость Твоя…»; стих: «Радуйтеся, пра́веднии, о Го́споде…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Заха́риина чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 3-й: «По́йте Богу нашему, по́йте…»; стих: «Вси язы́цы, восплещи́те руками…». После пения прокимна чтец: «Скоро да предваря́т ны…», и прочее последование часа. После молитвы 6-го часа: «Боже и Господи Сил…» – «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 9-й час. После молитвы 9-го часа: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», начинаются изобразительны. (По традиции, открывается завеса царских врат.)

Примечание. «По 9-м часе́, пое́м блаже́нны ско́ро без пе́ния, и про́чее» (Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 459–460), в Типиконе недомолвка, и изобразительны следует начинать так, как это предписано в среду и пяток сырной седмицы (с псалма: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…). Однако он допускает и возможность того, что в Уставе содержится указание на великопостное начало изобразительных (с блаженн: Во Царствии Твоем…).

Изобразительны читаются: «Благослови́, душе́ моя, Го́спода…», «Слава» – «Хвали́, душе́ моя, Го́спода…», «И ныне» – «Единородный Сыне…». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем…». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный…». «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Верую…», «Осла́би, оста́ви…», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.

Кондаки19:

В храме Господском и Богородицы – кондак святого. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Примечание. В храме Господском кондаки могут читаться в порядке, указанном для храма святого: кондак храма; «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак праздника.

Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю́ Го́спода…» (псалом 33-й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст.

После отпуста изобразительных начинается вечерня.

Примечание. «В пято́к ве́чера, по отпу́сте часо́в а́бие [тотчас – Сост.] начина́ем вече́рню» (Типикон, 2 февраля, 12-я Маркова глава: «А́ще попра́зднство Сре́тения Госпо́дня случи́тся в суббо́ту сыропу́стную»).

Вечерня начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует обычное начало (с «Царю Небесный…»)20, далее – «Приидите, поклонимся…» и 103-й псалом. (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.)

Примечание. Вечерня может совершаться и в составе изобразительных (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 460–462, 448–451). В этом случае, сразу после трех поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина начинается вечерня (без возгласа «Благословен Бог наш…») – чтец: «Аминь»21, «Приидите, поклони́мся…» (трижды) и 103-й псалом.

Великая ектения. Стихословится 18-я кафизма, после которой – малая ектения.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3 (см. 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского), и Триоди (отцов), глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди (отцов), глас 6-й: «Е́же по о́бразу соблю́дше невреди́мо…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Симео́н…» (см. 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского)22.

Входа нет. «Свете Тихий». Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»23. Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 7-й: «Бо́же, Засту́пник мой еси Ты…»; стих: «Изми́ мя от враг мои́х, Бо́же…». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Заха́риина чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Да упова́ет Израиль на Го́спода…»; стих: «Го́споди, не вознесе́ся сердце мое…». (Ектения сугубая «Рцем вси…» не произносится.) «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Испо́лним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава» – Триоди (отцов), глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва…» (см. 4 февраля, в службе прп. Иси́дора Пелусио́тского).

По Трисвятом – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Бо́же оте́ц наших…». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь»24.

Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст: «Иже во объя́тиих…», и, по обычаю, поются многолетны.

Примечание. Если вечерня совершается в составе изобразительных, то окончание ее следующее25. После возгласа сугубой ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]26, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина27. Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю́ Го́спода…» (псалом 33-й). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий: «Иже во объя́тиих…», и, по обычаю, поются многолетны.

Примечание. «И быва́ет трапе́за по обы́чаю, я́коже в сре́ду сы́рную указа́ся. На трапе́зе же чтем Сло́во о посте́ свята́го Дорофе́я» (Типикон, гл. 49, «В пято́к сы́рный ве́чера…»).

На малом повечерии поется28 служба мц. Ага́фии (с 5 февраля), а также канон о усопших, Октоиха, глас 3-й (без ирмосов)29.

По Трисвятом – кондак праздника, глас 1-й: «Утро́бу Деви́чу освяти́вый…».

Литургия в этот день не совершается.

_________________________________________________________

1 Счет Марковых глав может отличаться в зависимости от времени издания Типикона.

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 458–461.

3 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 458.

5 Конечное Трисвятое не произносится.

6 Ср.: Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 458, 635–636. О порядке пения канонов на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

7 Конечное Трисвятое не произносится.

8 Начало утрени такое же, какое она имеет при непостовом богослужении. Во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах.

9 Устав (см.: Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона праздника в песнях без трипеснца. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 458–459), в данном случае ирмос канона праздника должен петься дважды.

10 Устав (см.: Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона праздника в песнях с трипеснцем. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 458–459), в данном случае ирмос канона праздника должен петься дважды.

11 Данное указание Типикона означает, что в каноне святого первые два тропаря соединяются и поются «за един», затем поется третий тропарь. Богородичны канона святого опускаются.

12 Первый трипеснец Триоди на утрене не поется, так как он уже «предпет на повечерии» (ср.: Типикон, 2 февраля, 11-я Маркова глава).

13 После Богородична 2-го трипеснца – еще дополнительный тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет не входит.

14 Ср.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 31 об.–32.

15 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 459.

16 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

17 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

18 Конечное Трисвятое не произносится.

19 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 459–460.

20 Вечерня начинается обычным началом, поскольку изобразительны завершались отпустом. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 461.

21 В заключение молитвы прп. Ефрема Сирина.

22 Догматик гласа не поется (ср.: Типикон, 2 февраля, 12-я Маркова глава).

23 На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска; 461, 468). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103).

24 Поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина не совершаются (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 462).

25 Ср.: Богослужебные указания на 1950 год. М., 1949. Ч. 1. С. 72.

26 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

27 Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326.

28 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 61–62. О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. См. также примечание на повечерии в субботу мясопустную (28 января).

29 Канон о усопших заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон).