4. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5-й. Попразднство Сретения Господня.

Прп. Исидора Пелусиотского. Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского. Прп. Кирилла Новоезерского.

Начало Постной Триоди.

Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления).

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой попразднства Сретения Господня (по 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Аще случится попразднство Сретения Господня в Неделю фарисееву, или блуднаго, или мясопустную»).

Служба прп. Исидора Пелусиотского поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»)1.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и праздника, глас 4-й – 3 (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне вечерни, без припевов), и стихиры Триоди (см. на хвалитех)2. «Слава» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие…» (см. славник литийных стихир Триоди)3, «И ныне» – праздника, глас 7-й: «Свет во откровение языков…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Отягченныма очима…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Священнаго Священная Дева…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.

Непорочны5 (см. Типикон, гл. 17)6. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…»7.

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди8 на 4 и праздника на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Сушу глубородительную…»9.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. «Слава»10 – седален Триоди, глас 4-й: «Смирение вознесе…», или седален Триоди, глас тот же: «Смирение древле…» (по выбору), «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Родился еси…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского).

По 6-й песни – кондак Триоди, глас 3-й: «Воздыхания принесем…», и икос Триоди, глас тот же: «Сами себе…». И читается пролог, затем синаксарий11.

Примечание. О кондаке Триоди, глас 4-й: «Фарисеева убежим высокоглаголания…», Типикон умалчивает.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен Триоди: «Высокоречия убежим…», «И ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи…» (см. 2 февраля).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и праздника, глас 2-й и глас 7-й – 4 (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне утрени, со славником, глас 7-й: «Свет во откровение языков…», и припевами своими). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «От дел похваленьми…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» поется евангельская стихира, в данном случае – 5-я12.

Примечание. «Подобает ведати, яко стихиры вся 11 утренния евангельския, от сея настоящия Недели и даже до Всех святых, на литиях утренних поются в притворе, на «Слава, и ныне». Ведомо же буди, яко от сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, Оглашения святаго отца нашего Феодора Студита. И аще тамо есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха, стоящим и со вниманием послушающим братиям. По скончании же чтения глаголем тропарь преподобнаго Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче…» без Богородична, и совершенный отпуст» (Типикон, гл. 49, 3-е и 4-е «зри»).

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки Триоди и праздника читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 6-я – 4, и праздника, песнь 4-я – 4.

На входе: «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь праздника; «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника. Согласно общему уставу, в храме святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 428–431.

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак Триоди. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника.

Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425.

Апостол и Евангелие – Недели о мытаре и фарисее.

Примечание. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи… В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341).

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

1 Согласно Уставу, «последование прилучившагося святаго в Неделю сию, и блуднаго, поем в пяток на повечерии, аще токмо не случится коего великаго святаго память» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»; ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1-е «зри»).

2 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие…», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 8-й: «От дел похваленьми…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 415).

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395.

4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Радуйся, двере Господня…».

5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

6 Ср.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… мытаря и фарисея»; 2 февраля, 9-я Маркова глава.

7 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…», отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас 6-й: «Множества содеянных…».

8 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Каноны воскресных дней периода пения Постной Триоди, выражающие покаянные чувства, можно петь с припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 406–407; ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 265). Канон в Неделю Торжества Православия с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а канон в Неделю Крестопоклонную с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному».

9 В Триоди Постной в Неделю о мытаре и фарисее на утрене назначена катавасия «Отверзу уста моя…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 3, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи (ср.: Типикон, гл. 19): ведь Неделя о мытаре и фарисее может случиться в период с 11 января по 15 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о мытаре и фарисее случится с 11 по 14 января (попразднство или отдание праздника Богоявления Господня), то катавасия – «Глубины открыл есть дно…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 15 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 10 по 15 февраля (включительно), то катавасия – «Отверзу уста моя…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другие ничего не говорится.

10 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос праздника, глас 1-й; седален Триоди, глас 4-й: «Смирение вознесе…»; «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Смирение древле…», «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Родился еси…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского).

11 «Сице долженствует пролог прежде яко обычай читати, потом же синаксарий Триоди, даже до Недели всех святых» (Типикон, гл. 49, 2-е «зри»).

12 Согласно Уставу, во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи) по отпусте утрени при пении стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче…» (без Богородична), и читается 1-й час, который заканчивается воскресным малым отпустом. (В день Пасхи на утрене читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста; исхождение в притвор по отпусте утрени не совершается.) При исхождении в притвор, согласно Типикону (ср.: 2 гл.), поется «стихира самогласна, яко обычай», под которой подразумевается храмовая стихира (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 322–323) или стихира празднуемого святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 40, 74), которая в определенные дни года (в частности, в период пения Триоди) должна заменяться евангельской стихирой (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 323).

При совпадении с воскресным днем памяти великого святого или праздника, имеющего, по Уставу, всенощное бдение (с литией), а также полиелейного праздника, в который Типикон указывает помазание елеем (ср.: Типикон, 27 января), исхождение в притвор дополняется чином елеопомазания и, видоизменяясь, приобретает следующую форму. После выхода в притвор с пением стихиры совершается лития – кадится праздничная икона в притворе, читается литийная молитва «Владыко Многомилостиве…», совершается помазание елеем от лампады перед иконой святого или праздника, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче…» (без Богородична), и совершается 1-й час, который заканчивается малым отпустом. Таким образом, с точки зрения Устава, помазание елеем в воскресные дни назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого или праздника, случившегося в этот день (ср. 3-ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7), поэтому в других случаях в воскресные дни (например, при службе шестеричного или славословного святого и т. п.) елеопомазание не совершается.