24. Четверг 2-й седмицы. Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи.

Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по 12-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных», а также по 11-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов».

На великом повечерии в среду вечером (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – канон Богородицы (Октоиха) и служба мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (с 29 марта).

По 3-м Трисвятом – кондак Предтечи, глас 2-й[1] (вместо «Господи Сил…»).

По «Честнейшую Херувим…» – возглас: «Боже, ущедри ны…», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»), и прощение от священника (по обычаю).

На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш…» – чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

На «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 3-й: «Христос лоза красная…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Милосердия Твоего…».

По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 6-й: «Господи, благоуветлив буди нам…» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Милосердия источник…».

По 3-м стихословии – малая ектения. Седален Предтечи, глас 4-й: «Яко Божественное сокровище…» (см. по 1-м стихословии). «Слава» – ин седален Предтечи, глас тот же: «Издавшися, яко злато от руды…» (см. по 2-м стихословии), «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Никогдаже премолчим…» (см. по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание Предтечи и избранный псалом. Седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Крестителева глава…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарим Тя присно, Богородице…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Предтечи, глас 4-й: «Тамо возращу рог Давиду[2], уготовах светильник помазанному Моему»; стих: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Евангелие – Предтечи. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна…». Стихира Предтечи, глас 6-й: «Яже первее на блюде…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

Каноны:

1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон Предтечи со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды)[3].

4-я, 8-я и 9-я песни – канон Предтечи со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)[4] и трипеснцы Триоди на 8[5].

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви…».

Катавасия по 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…»; по 4-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго трипеснца Триоди, глас 6-й.

По 3-й песни – седален Предтечи, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 2-й[6].

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Предтечи, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благолюбивый Боже…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Яже первее на блюде…» (см. по 50-м псалме; ср.: Типикон, 3-я Маркова глава под 24 февраля), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Преложение скорбящих…».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»][7], после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе – кафизма 9-я. Тропарь Предтечи. Стихи часа: «Стопы моя направи…» и «Да исполнятся уста моя…» – читаются[8]. По «Отче наш…» – кондак Предтечи. После возгласа: «Боже, ущедри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий, и многолетны.

Примечание. «Егда же поем полиелей, на часех в кампан не ударяем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

На 3-м часе – кафизма 10-я. На 6-м часе – кафизма 11-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 12-я. На всех часах – тропарь Предтечи, по «Отче наш…» – кондак Предтечи, конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На изобразительных блаженны[9] «глаголем поскору без пения».

Кондаки:

В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – «Предстательство христиан…»; или же – кондак Предтечи. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме Богородицы – кондак Предтечи. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме святого[10] – кондак Предтечи. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля.

На вечерне – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 5-й: «Не постившеся по заповеди…» (дважды), и мученичен, глас тот же: «О земных всех…» (эти стихиры Триоди см. на стиховне вечера в четверг), и подобны Триоди, глас 4-й: «В ребра прободен…», «Болезнь обравша…», и глас 5-й: «Господи, Животворящий Твой Крест…» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» в четверг вечера); и стихиры Предтечи, глас тот же – 4 (см. на «Господи, воззвах»; первая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Сокровище Божественных даров…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие, якоже рече Симеон…» (см. в Минее на «Господи, воззвах» 10 февраля в службе сщмч. Харалампия, 17 февраля в службе вмч. Феодора Тирона, 29 февраля в службе прп. Кассиана Римлянина).

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Господи, на Небеси милость Твоя…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Потерпи Господа, и сохрани путь Его», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет.

Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Вонмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему», диакон: «Премудрость»), и поется прокимен Предтечи, глас 7-й: «Возвеселится праведник о Господе…» (со стихом).

Апостол, аллилуиарий и Евангелие[11] – Предтечи.

По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

Причастен: «Вкусите и видите…», и Предтечи: «В память вечную…».

На отпусте иерей поминает в качестве дневных святых сначала св. Иоанна Предтечу, потом святого следующего дня – свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского.

Примечание. Канон рядового святого (25 февраля, свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского) поется на утрене, а вечерние стихиры с «Господи, воззвах» поются на хвалитех. См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава, 4-е «зри».

Примечание. «По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).


1 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас.

2 В Служебнике: «Давидови».

3 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.

4 Там же.

5 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.

6 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас.

7 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

8 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

9 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем…».

10 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 552.

11 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших… (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя… – Бог, молитвами святаго славнаго… (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175).