Вторник. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

Всенощное бдение на праздник Богоявления состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 10-м нощи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января)1. Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампаны.

Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом, облачившись, творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.

На пение «С нами Бог…», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.

По 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, глас 1-й: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».

По 2-м Трисвятом поется кондак праздника, глас 4-й: «Явился еси днесь вселенней…».

По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.

На литии стихиры праздника, глас 4-й. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвещается…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Девы Солнце…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника.

Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Море виде и побеже…». Евангелие – праздника. По 50-м псалме: «Слава» – праздника, глас 2-й: «Всяческая днесь…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 6-й: «Бог Слово явися…».

Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Глубины открыл есть дно…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Шествует морскую…», по дважды, тропари на 6).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – ирмосы обоих канонов (по каждой песни).

По 3-й песни – ипакои праздника, глас 5-й (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.

1-й лик поет припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу»2, и ирмос 1-го канона: «Недоумеет всяк язык…».

2-й лик – то же.

1-й лик припев: «Величай, душе моя, от Предтечи…», тропарь: «Давиде, прииди Духом…».

2-й лик припев: «Величай, душе моя, во Иордане…», тропарь: «Давиде, прииди Духом…».

1-й лик припев: «Величай, душе моя, от Отеческаго гласа…», тропарь: «Исаия, – измыйтеся, очиститеся!..».

2-й лик припев: «Величай, душе моя, Единаго от Троицы…», тропарь: «Исаия, – измыйтеся, очиститеся!..».

1-й лик припев: «Пророче, прииди ко Мне…», тропарь: «Соблюдаемся благодатию…».

2-й лик припев: «Пророче, остави ныне…», тропарь: «Соблюдаемся благодатию…».

1-й лик поет припев 2-го канона: «Днесь Владыка преклоняет выю…», и ирмос 2-го канона: «О, паче ума…».

2-й лик – то же.

1-й лик припев: «Днесь Иоанн крещает…», тропарь: «Уведехом Моисею…».

2-й лик – тот же припев и тропарь.

1-й лик припев: «Днесь Владыка водами погребает…», тропарь: «Уведехом Моисею…».

2-й лик припев: «Днесь Владыка свыше свидетельствуется…», тропарь: «Помазуеши, совершая…».

1-й лик припев (вместо «Славы»): «Днесь Владыка прииде освятити…», тропарь: «Помазуеши, совершая…».

2-й лик припев (вместо «И ныне»): «Днесь Владыка Крещение приемлет…», тропарь: «Помазуеши, совершая…».

Затем оба лика вместе поют припев 1-го канона: «Величай, душе моя, Честнейшую…», и ирмос 1-го канона: «Недоумеет всяк язык…», потом оба лика припев 2-го канона: «Днесь Владыка преклоняет выю…», и ирмос 2-го канона: «О, паче ума…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Водами Иорданскими…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Примечание. «В сей день Литургия бывает порану, труда ради бденнаго» (Типикон, 6 января).

На Литургии праздничные антифоны.

Входное (входный стих): «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь, и явися нам».

Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости», как и перед пением «Приидите, поклонимся…» (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…»; «В четверток 6-я седмицы… Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…»)3.

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…».

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника.

Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоумеет всяк язык…» (так до отдания).

По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в навечерие).

Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8-й: «Глас Господень…», и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии…», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Буди имя Господне…» (трижды), псалом 33-й и отпуст.

Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени).

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой.

Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо.

С 7 по 13 января – попразднство Богоявления.

14 января – отдание праздника Богоявления.

Сноски:

1 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

2 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

3 Входный стих заменяет собой обычное входное песнопение Литургии: «Приидите, поклонимся…», а не возглас: «Премудрость, прости». При архиерейском богослужении после возглашения входного стиха поется «Приидите, поклонимся…» (с окончанием, соответствующим припеву 2-го праздничного антифона на Литургии).