Вторник. Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого, общих жити́й начальника.

Прп. Михаила Кло́пского, Новгородского.

Служба прп. Феодо́сия Великого, общих жити́й начальника, полиелейная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления.

На великой вечерне1 «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Преклони́л еси главу́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «А́нгельская во́инства…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

После пения тропарей на великой вечерне отверзаются царские врата2. Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст3. Отпуст: «Иже во Иордане…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 3-й: «К Боже́ственней высоте́…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Влады́ка днесь…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Лк., зач. 24. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Феодосия…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…».

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 5-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Доброде́телей ле́ствица…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Христо́с…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника, песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во Иордане крести́выйся…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во Иордане…».

Сноски:

1 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.

2 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.

3 Такое окончание положено на великой вечерне, которая совершается отдельно от утрени. В случае если вслед за великой вечерней совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.