Неделя 36-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Собор новомучеников и исповедников Российских1.

Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Ефре́ма Печерского, еп. Переяславского. Прп. Ефре́ма Новото́ржского. Прп. Феодо́сия То́темского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с бденной службой Собора новомучеников и исповедников Российских.

На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й — 4, и новомучеников, глас 5-й и глас 6-й — 6. «Слава» — новомучеников, глас 5-й: «Всевы́шний Влады́ко…», «И ныне» — догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии новомучеников — 32.

На литии стихира храма и литийная стихира новомучеников, глас 6-й. «Слава» — новомучеников, глас 8-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы…», «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»3.

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» — новомучеников, глас 2-й: «Но́вый до́ме Евфра́фов…»4, «И ныне» — Богородичен Минеи (на ряду), глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́!..», или Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго…»5.

По Трисвятом — «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь новомучеников, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» — тропарь новомучеников, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные6.

Полиелей. Величание новомучеников и избранный псалом7. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален новомучеников, глас 4-й: «Новому́ченицы Росси́йстии…» (см. по 1-м стихословии), ин седален новомучеников, глас тот же: «Иже в земли́…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» — седален новомучеников по полиелее, глас 6-й: «Мужа́йся, Христо́ва Це́рковь…», «И ныне» — Богородичен: «Яко Де́ву и Еди́ну в жена́х…»8. Степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и новомучеников на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни — кондак новомучеников, глас 3-й: «Днесь новому́ченицы…», и икос новомучеников: «Кра́сный ли́че…»9; седален новомучеников, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен: «Не премолчи́м при́сно…»10.

По 6-й песни — кондак и икос воскресные, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» — светилен новомучеников, «И ныне» — Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й — 4, и новомучеников, глас 8-й и глас 6-й — 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» — стихира евангельская 3-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь новомучеников. Кондаки новомучеников и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа — 6 и новомучеников, песнь 3-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском — тропарь воскресный, тропарь новомучеников. «Слава» — кондак новомучеников, «И ныне» — кондак воскресный.

В храме Богородицы — тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь новомучеников; кондак воскресный. «Слава» — кондак новомучеников, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь воскресный, тропарь новомучеников; кондак воскресный. «Слава» — кондак новомучеников, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Примечание. Поскольку в честь новомучеников совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен — воскресный гласа, и новомучеников, глас 7-й: «Бог нам Прибе́жище / и Си́ла»11.

Апостол — дня, и новомучеников (Рим., зач. 99).

Аллилуиарий — воскресный гласа, и новомучеников, глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Господь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их» (аллилуиарий мучеников общий; см. служебный Апостол).

Евангелие — дня, и новомучеников (Лк., зач. 105–106).

Причастен — воскресный: «Хвали́те Го́спода…», и новомучеников: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Примечание. В этот день совершается панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову (согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 гг.).

Сноски:

1 Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него.

Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, службы новопрославленных новомучеников и исповедников Российских в дни их памяти по месяцеслову должны совершаться по службам, составленным в честь их и одобренным к церковному употреблению священноначалием Русской Православной Церкви. При отсутствии таковых служб служение отправляется по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским сообразно с ликом (чином) данного святого (см. также Минею дополнительную). При этом, по изволению настоятеля, службы новых святых могут как соединяться (с применением надлежащих уставных предписаний) с остальными службами дня, так и совершаться в данный день отдельно (в таком случае другие службы дня поются в ин день, по указанию настоятеля, или совершаются на повечерии этого же дня; порядок пения канонов и стихир на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста). Службу Собора новомучеников и исповедников Российских см.: Минея дополнительная. М., 2005. С. 198–214; Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. 608–622; Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. М., 2011. С. 3–24.

2 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–62, 782.

4 Существует практика петь стихиры «Земле́ Ру́сская…», «Це́рковь Ру́сская…», «Собо́ре святы́х ру́сских…», «Но́вый до́ме Евфра́фов…» как одну стихиру (подряд, без стихов) на «Славу».

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 65–66.

6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…».

7 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма — величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

8 Богородичен см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 205–206), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 13); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 87.

9 Икос новомучеников см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 207), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 15–16); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 88 об.–89.

10 Богородичен седальна см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 208), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 16); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 88.

11 См.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. С. 621.