Неделя о мытаре́ и фарисе́е. Глас 1-й.

Прп. Мака́рия Вели́кого, Еги́петского. Свт. Ма́рка, архиеп. Ефе́сского. Блж. Фео́дора, Христа ради юродивого, Новгородского. Прп. Мака́рия Ри́млянина, Новгородского. Обре́тение мощей прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигоро́дского (службу зри 3 декабря).

Прп. Мака́рия, постника Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Мака́рия, диакона Печерского, в Дальних пещерах.

День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла1.

Начало Постной Триоди.

Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления).

Служба прп. Мака́рия Вели́кого, Еги́петского, поется «в пято́к на повече́рии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»)2.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 7, и Триоди, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержи́телю Го́споди…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря́ и фарисе́я разли́чие…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Триоди, глас 5-й: «Отягче́нныма очи́ма…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.

Непорочны3 (см. Типикон, гл. 17)4. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Поми́луй мя, Бо́же…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…»5.

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди6 на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…»7.

По 3-й песни – седален Триоди, глас 4-й: «Смире́ние вознесе́…». «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Смире́ние дре́вле…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ско́ро приими́…».

По 6-й песни – кондак Триоди, глас 3-й: «Воздыха́ния принесе́м…», и икос Триоди, глас тот же: «Са́ми себе́…». И читается про́лог, затем синакса́рий8.

Примечание. О кондаке Триоди, глас 4-й: «Фарисе́ева убежи́м высокоглаго́лания…», Типикон умалчивает.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен Триоди: «Высокоре́чия убежи́м…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Творе́ц созда́ния…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и Триоди, глас 1-й и глас 3-й – 4 (две первые стихиры см. на «Господи, воззвах»; припевы см. в Триоди на хвалитех). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «От дел похвале́ньми…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» поется евангельская стихира, в данном случае – 1-я9.

Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко стихи́ры вся 11 у́тренния ева́нгельския, от сея́ настоя́щия Неде́ли и да́же до Все́х святы́х, на лити́ях у́тренних пою́тся в притво́ре, на «Сла́ва, и ны́не». Ве́домо же бу́ди, я́ко от сея́ Неде́ли начина́ем чести́ в притво́ре, по отпу́сте лити́и, Оглаше́ния свята́го отца́ на́шего Фео́дора Студи́та. И а́ще та́мо есть игу́мен, чту́тся от него́; а́ще же ни, то от екклисиа́рха, стоя́щим и со внима́нием послу́шающим бра́тиям. По сконча́нии же чте́ния глаго́лем тропа́рь преподо́бнаго Фео́дора, глас 8-й: «Правосла́вия наста́вниче…» без Богоро́дична, и соверше́нный отпу́ст» (Типикон, гл. 49, 3-е и 4-е «зри»).

На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди.

На Литургии блаженны гласа – 6, и Триоди, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные.

Апостол и Евангелие – Недели о мытаре и фарисее.

Примечание. «Ве́стно бу́ди, яко от днесь чте́тся Апо́стол и Ева́нгелие, по суббо́там, пре́жде ряд суббо́ты, пото́м свята́го, до Неде́ли Всех святы́х» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи… В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341).

Сноски:

1 По случаю дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершается благодарственное молебное пение. При его совершении можно руководствоваться находящимся в Требнике чином «Благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божии».

2 Согласно Уставу, «после́дование прилучи́вшагося свята́го в Неде́лю сию́, и блу́днаго, пое́м в пято́к на повече́рии, а́ще то́кмо не случи́тся ко́его вели́каго свята́го па́мять» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»; ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1-е «зри»).

3 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

4 Ср.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… мытаря и фарисея».

5 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6-й: «Воскре́с Иису́с от гро́ба…», отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас 6-й: «Мно́жества соде́янных…».

6 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Каноны воскресных дней периода пения Постной Триоди, выражающие покаянные чувства, можно петь с припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 406–407; ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 265). Канон в Неделю Торжества Православия с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а канон в Неделю Крестопоклонную с припевом: «Слава, Господи, Кресту́ Твоему Честно́му».

7 В Триоди Постной в Неделю о мытаре и фарисее на утрене назначена катавасия «Отверзу уста моя…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 3, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи (ср.: Типикон, гл. 19): ведь Неделя о мытаре и фарисее может случиться в период с 11 января по 15 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о мытаре и фарисее случится с 11 по 14 января (попразднство или отдание праздника Богоявления Господня), то катавасия – «Глубины́ открыл есть дно…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 15 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Су́шу глубороди́тельную землю…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 10 по 15 февраля (включительно), то катавасия – «Отверзу уста моя…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другие ничего не говорится.

8 «Си́це до́лженствует про́лог пре́жде я́ко обы́чай чита́ти, пото́м же синакса́рий Трио́ди, да́же до Неде́ли все́х святы́х» (Типикон, гл. 49, 2-е «зри»).

9 Согласно Уставу, во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи) по отпусте утрени при пении стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Правосла́вия наста́вниче…» (без Богородична), и читается 1-й час, который заканчивается воскресным малым отпустом. (В день Пасхи на утрене читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста; исхождение в притвор по отпусте утрени не совершается.) При исхождении в притвор, согласно Типикону (ср.: 2 гл.), поется «стихи́ра самогла́сна, яко обы́чай», под которой подразумевается храмовая стихира (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 322–323) или стихира празднуемого святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 40, 74), которая в определенные дни года (в частности, в период пения Триоди) должна заменяться евангельской стихирой (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 323). При совпадении с воскресным днем памяти великого святого или праздника, имеющего, по Уставу, всенощное бдение (с литией), а также полиелейного праздника, в который Типикон указывает пома́зание елеем (ср.: Типикон, 27 января), исхождение в притвор дополняется чином елеопома́зания и, видоизменяясь, приобретает следующую форму. После выхода в притвор с пением стихиры совершается лития – кадится праздничная икона в притворе, читается литийная молитва «Влады́ко Многоми́лостиве…», совершается пома́зание елеем от лампады перед иконой святого или праздника, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Правосла́вия наста́вниче…» (без Богородична), и совершается 1-й час, который заканчивается малым отпустом. Таким образом, с точки зрения Устава, пома́зание елеем в воскресные дни назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого или праздника, случившегося в этот день (ср. 3-ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7), поэтому в других случаях в воскресные дни (например, при службе шестеричного или славословного святого и т. п.) елеопома́зание не совершается.