Суббота пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и. Мч. Горди́я.

Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.

На вечерне кафизма 18-я (если накануне совершалось всенощное бдение – кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, пресла́внаго чудесе́!..» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 20 декабря, 1-е «зри»).

Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется)1. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорда́нскую реку́…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не…».

На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня), глас 2-й и глас 6-й, и канон предпразднства следующего дня (см. в Минее 4 января на повечерии), глас 6-й. На повечерие этого дня может быть перенесена служба2 прп. Феокти́ста, игумена Куку́ма Сикели́йского (с 4 января)3.

Примечание. Каноны на повечерии соединяются следующим образом. Песнь 1-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Се́ченое сече́тся…» – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 3-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «На ка́мени мя ве́ры…» – дважды; тропари трипеснца и тропари канона 4 января на 6; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Госпо́дь Сый всех…». Песнь 4-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Прови́дя проро́к…» – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 5-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «К Тебе́ у́тренюю…» – дважды; тропари трипеснца и тропари канона 4 января на 6; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Сою́зом боя́зни…». Песнь 6-я и песнь 7-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 8-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «Глаго́л мучи́телев…» – дважды; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона 4 января; на катавасию – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «За зако́ны оте́ческия…». Песнь 9-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «Душа́ми чи́стыми…» – дважды; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона 4 января; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Стра́нствия Влады́чня…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Гото́вися, Завуло́не…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не…».

Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» – седален мученика, глас тот же, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко А́нгел…», и о кондаке мученика, глас 4-й: «Все́ю любо́вию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак («Во струя́х днесь Иорда́нских…») и икос предпразднства, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвали́те Го́спода с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание…» не поются5. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвали́те Го́спода с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Звезда́ из Иа́кова…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Зако́на Испо́лнитель…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец6: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Яви́ся сла́вы О́тчее Сия́ние…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не…».

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь предпразднства, тропарь мученика; кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

В храме Богородицы – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. Допустимо начинать пение кондаков с праздничного, а покрывать кондаком храма Богородицы.

В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Поется Трисвятое.

Прокимен7 – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Го́споде и ра́дуйтеся пра́веднии», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния…»; и мученика, глас 7-й: «Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде и упова́ет на Него́».

Аллилуиарий – дня (субботы), глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их…»; и мученика, глас тот же: «Пра́ведник, яко фи́никс, процвете́т…».

Апостол и Евангелие – субботы пред Богоявлением и мученика.

Поется «Достойно есть…».

Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…»; и мученика: «В па́мять ве́чную…».

Сноски:

1 В те дни, когда на вечерне не совершается вход, «Свете Тихий» следует читать (см. Типикон, гл. 9: «Све́те Ти́хий… глаго́лет предстоя́тель»). Если вход совершается, чтение заменяется пением (см. Типикон, гл. 2).

2 О порядке пения служб на повечерии см. 9 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

3 Если на повечерие переносится служба прп. Феокти́ста, игумена Куку́ма Сикели́йского, канон преподобного поется без ирмосов после канона предпразднства (с повечерия 4 января). На катавасию – ирмосы канона предпразднства (с повечерия 4 января).

4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

5 За исключением особых случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы).

6 По Уставу, вседневное славословие читается настоятелем (см. Типикон, гл. 9). Согласно Часослову, славословие может читать и «учине́нный брат» (см. Часослов, последование утрени).

7 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 378.