3. Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 5-й. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии.

Мч. Гордия.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой предпразднства Богоявления и службой прор. Малахии[1] (без праздничного знака).

Примечание. Служба мч. Гордия может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (см. 2 января)[2].

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, предпразднства, глас 6-й – 3 (см. на стиховне вечерни, без стиховных припевов), и пророка, глас 8-й – 3. «Слава» – предпразднства, глас 4-й: «О, преславнаго чудесе!..», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма[3] и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Явися славы Отчее Сияние…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «На Иорданскую реку…» (см. на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…» (единожды).

Примечание. Трипеснцы предпразднства, положенные на повечерии под 3 января (глас 2-й: «На камени мя веры…», и глас 6-й: «К Тебе утренюю…»), переносятся на повечерие предыдущего дня (см. 2 января).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[4].

Непорочны[5] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских…») и икос предпразднства, глас 4-й, кондак пророка, глас тот же: «Пророчества дарованием…»; седален пророка, глас 8-й: «Пророчествия благодатию…». «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же: «Лик пророческий…».

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко Ангел…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства: «Вифлеем оставивше…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и предпразднства (см. на хвалитех утрени), глас 6-й – 4 (с припевами своими; припевы см. в Минее в стиховнах вечерни или утрени). «Слава» – стихира евангельская 8-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…»[6].

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства[7]. Кондак предпразднства.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак воскресный.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны гласа – 6 и предпразднства, песнь 3-я – 4.

На входе: «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь предпразднства; кондак воскресный. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак предпразднства.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак предпразднства.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели пред Богоявлением[8].

Апостол и Евангелие – Недели пред Богоявлением.

Примечание. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен мч. Гордия опускаются, так как служба ему не совершается.

Поется «Достойно есть…».

Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».


1 Ср.: Типикон, Марковы главы под 7, 13, 15 сентября, 20 ноября, 5 августа; 8 сентября, 2-я Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 21 декабря, 2-е «зри»; 7 января, 2-е «зри»; 1 февраля, 1-я Маркова глава; 2 февраля, 8-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 14 августа, «зри»; 16 августа, 2-я Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95.
2 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
3 Ср.: Типикон, 5 августа, Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце».
4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Радуйся, двере Господня…».
5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
6 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть…», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба…» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).
7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».
8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 366–367.