Суббота. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеру́чица». Мчч. Про́кла и Ила́рия. Прп. Михаила Малеина́.

Прп. Си́мона Во́ломского.

Прп. Арсе́ния Новгоро́дского. Иконы Божией Матери, именуемой «Самонаписа́вшаяся». Мчч. Фео́дора варя́га и сына его Иоанна, в Киеве.

Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (А), а также порядок совершения службы мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина (без праздничного знака) в соединении с субботней службой Октоиха (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 2-й и глас 4-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – Богородицы, глас 5-й: «Ра́дуются днесь…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На стиховне стихиры Богородицы, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Прииди́те, ве́рнии…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды).

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Отры́гну се́рдце мое́ сло́во бла́го, глаго́лю аз дела́ моя́ Царе́ви». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Припа́дающе о́бразу Твоему́…».

Канон Богородицы со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален Богородицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – ин светилен Богородицы.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й – 4. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Зря́ще пречу́дный о́браз Твой…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды).

На часах – тропарь и кондак Богородицы.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.

В храме Богородицы – тропарь Богородицы («Троеручицы»). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы («Троеручицы»).

В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы.

Апостол и Евангелие – Богородицы и дня.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 1-й – 3, и преподобного, глас 5-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче Михаи́ле…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й – тот же, 4-й: «Страстоте́рпцы му́ченицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во…».

По Трисвятом – тропарь преподобного2, глас 8-й: «В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся…»3. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благослове́нную нареки́й…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й: «В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен преподобного. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Го́споди, в па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Го́споди, а́ще не бы́хом…», 3-й: «Па́мять му́ченик…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Бо́га, из Тебе́ воплоти́вшагося…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й: «В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся…». «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пречи́стая…».

На часах – тропарь преподобного. Кондаки мучеников и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобного; кондак храма, кондак преподобного, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобного; кондак преподобного, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Сноски:

1 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

2 Типикон умалчивает о тропаре мучеников, глас 4-й. В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 120) этот тропарь также отсутствует.

3 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 120) указывают тропарь преподобного, глас 8-й: «В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся…».

4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).