Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Апп. Варфоломе́я и Варна́вы. Иконы Божией Матери, именуемой «Досто́йно есть».

Перенесение мощей прп. Ефре́ма Новото́ржского. Собор всех новоявле́нных мучеников Христовых, по взятии Царягра́да пострада́вших (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)1. Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)2. Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)3. Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)4.

Прп. Варна́вы Ветлу́жского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с полиелейной службой апп. Варфоломея и Варнавы (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, ап. Варфоломея, глас 4-й – 35 и ап. Варнавы, глас тот же – 3. «Слава» – ап. Варнавы, глас 6-й: «Варна́во прехва́льне…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостолов – 36.

На литии стихира храма и стихиры апостолов, глас 1-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – апостолов, глас 5-й: «Прему́дрость Бо́жия…» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси…»7.

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – ап. Варнавы, глас 8-й: «Апо́столе Спа́сов, Варна́во…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»8.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные9.

Полиелей. Величание апостолов и избранный псалом10. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален апостолов по 1-м стихословии, глас 1-й: «Лик духо́вный…»; седален апостолов по 2-м стихословии, глас 4-й: «Светолу́чными сия́нии…». «Слава» – седален ап. Варфоломея по полиелее, глас 8-й: «Мре́жею сло́ва возве́д…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Минее общей, гл. 8, л. 48 об.): «Небе́сную дверь и киво́т…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, ап. Варфоломея на 4 и ап. Варнавы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос ап. Варфоломея, глас 4-й, кондак и икос ап. Варнавы, глас 3-й; седален ап. Варфоломея, глас 8-й. «Слава» – седален ап. Варнавы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен апостолов, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и апостолов, глас 4-й и глас 5-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостолов. Кондак ап. Варфоломея или ап. Варнавы.

Примечание. Кондаки ап. Варфоломея и ап. Варнавы читаются на 1-м и 6-м часе попеременно.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостолов. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 4, ап. Варфоломея, песнь 3-я – 4, и ап. Варнавы, песнь 6-я – 411.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь апостолов; кондак ап. Варфоломея. «Слава» – кондак ап. Варнавы, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь апостолов; кондак воскресный, кондак ап. Варфоломея. «Слава» – кондак ап. Варнавы, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь апостолов; кондак воскресный, кондак храма, кондак ап. Варфоломея. «Слава» – кондак ап. Варнавы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и апостолов.

Апостол и Евангелие – дня и апостолов.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, и Богородицы, глас 1-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – Богородицы, глас 4-й: «Подоба́ше Горе́ сей Афо́нстей…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На литии стихиры Богородицы, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Воспо́йте, лю́дие…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 4-й: «Песнь, ея́же не ве́де…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (трижды)12.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные13.

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом14. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 1-й: «Все мно́жество отце́в Афо́нских…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 4-й: «Гаврии́л с Небесе́…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален Богородицы по полиелее, глас 3-й: «Афо́на ны́не все мно́жество…», «И ныне» — ин седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Красоту́ де́вства…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны15: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 4-й; седален Богородицы, глас тот же. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и Богородицы, глас 1-й и глас 6-й — 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» — стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондаки Богородицы и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (иконы «Достойно есть»). «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы «Достойно есть»).

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Богородицы, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы.

Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.

Сноски:

1 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 429–444.

2 См.: Там же. С. 445–455.

3 См.: Там же. С. 458–466.

4 См.: Там же. С. 467–475.

5 Типикон умалчивает о стихирах ап. Варфоломея, глас 1-й. В Минее синодального периода (см.: Минея-Июнь. Киев, 1893. Л. 66) эти стихиры также отсутствуют.

6 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

8 Там же. С. 65–67.

9 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на „Бог Господь»»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смысла…».

10 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

11 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 24.

12 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потре́бно есть ве́дати и сие, яко а́ще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честна́го Ея Зна́мения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю». Согласно указаниям Минеи (см. 23 июня), по Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Богородицы (единожды).

13 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смысла…».

14 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

15 Ср.: Минея, 23 июня, «А́ще ли прилучи́тся Сре́тение Богоро́дицы в Неде́лю».