Понедельник 2-й седмицы по Пасхе. Прп. Иоанна Лествичника.

Празднество в память сретения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи. Свт. Софрония, еп. Иркутского. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона.

Служба прп. Иоанна Лествичника не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.

Вечернее богослужение начинается 9-м часом: «Благословен Бог наш…». «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство…», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся…» (трижды), псалмы и т. д. Тропарь и кондак праздника Триоди (Антипасхи).

На великой1 вечерне по возгласе «Благословен Бог наш…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и читается предначинательный псалом.

Примечание. «Приидите, поклонимся» перед 103-м псалмом обычно опускается.

Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дверем заключенным…».

Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (со стихами). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «По днех осмих…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…».

Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с молебным каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и дневными трипеснцами Триоди. В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть…» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»).

На утрене по возгласе «Слава Святей и Единосущней…» – «Аминь». «Христос воскресе…» (трижды), и шестопсалмие.

Примечание. «По внегда сотворити иерею начало: Слава Святей… глаголем: Христос воскресе… трижды, тихим гласом. Сие бо глаголем начало: Христос воскресе: в часех, и в вечернях и повечериях, от сея утрени недели Антипасхи, даже и до Вознесения Господня. [Како убо не известися о полунощнице, яве яко в келлиях мню сей быти певаемей: понеже убо и тамо сице начало бывает.] И абие по Христос воскресе: Слава в вышних Богу: и обычное шестопсалмие» (Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»). На основании данных указаний Типикона богослужебная практика допускает отмену двупсалмия в начале утрени до праздника Вознесения Господня (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–704). Каждение храма в этом случае совершается во время троекратного пения тропаря Пасхи2 после возгласа «Слава Святей…». Однако, по мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 641, 268), двупсалмие должно сохраняться в составе утрени.

На «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й.

Кафизмы 4-я и 5-я.

Примечание. Стихословие двух кафизм на утрене (и рядовой на вечерне) начинается от Недели Фоминой и продолжается до отдания праздника Воздвижения Креста Господня включительно (21 сентября) (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи на утрени»).

По кафизмах – малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобного на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 4-й, ин кондак преподобного, глас 1-й; седален преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников…».

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удов…». «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает…».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Фома, глаголемый Близнец…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Учеником сомнящимся…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…».

На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только праздника Триоди (Антипасхи).

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого, кондак преподобного. «Слава» – ин кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

Сноски:

1 В вечер Недели Фоминой (Антипасхи) совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

2 Пасхальный тропарь поется протяжно, чтобы священник имел возможность совершить каждение храма.