Вторник 5-й седмицы.

Прмч. Ни́кона еп. и 199-ти учеников его.

Прп. Ни́кона, игумена Киево-Печерского.

Литургия Преждеосвященных Даров1.

По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста.

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Служба прмч. Ни́кона еп. и 199-ти учеников его переносится на повечерие в Неделю 4-ю поста вечером (см. 22 марта).

Накануне в понедельник вечером совершается малое повечерие2 без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе́ моя, душе́ моя…».

Примечание. «Повече́рие же глаго́лем ма́лое в ке́ллиях без покло́нов. По Трисвято́м кондак Андре́ева кано́на. Та́кожде и полу́нощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»).

Полунощница без поклонов.

Утреня.

Примечание. «Кле́плет в 4-й час но́щи, и собра́вшимся нам в це́рковь, быва́ет нача́ло от иере́я, по обы́чаю, и глаго́лем: Царю́ Небе́сный: Трисвято́е, и О́тче наш:Го́споди, поми́луй, 12. Сла́ва, и ны́не, Прииди́те, поклони́мся, и про́чия два псалма́…» (Типикон, гл. 49-я, «В четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец3: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.)

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 4-го). Припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас».

Стихословится 12-я кафизма4. Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), глас 4-й: «Ско́ро совни́дем…»; стих: «Го́споди, да нея́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́» – «Помяни́, душе́, ка́ко предста́нем…»; стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев» – мученичен: «И́же во всем ми́ре…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Госпо́дственно и и́стинно…». И читается первая половина Жития прп. Марии Египетской5.

Чтец: «Житие́ преподо́бныя ма́тере на́шея Мари́и Еги́петския благослови́, честны́й отче, прочести́».

Иерей: «Ея́же моли́твами, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас».

Чтец: «Аминь». И читает житие.

(Если читает сам иерей, то он вначале глаголет: «Житие́ преподо́бныя ма́тере на́шея Мари́и Еги́петския. – Ея́же моли́твами, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас».)

По прочтении первой половины жития – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й.

Примечание. «Та́же псало́м 50-й. Пе́сней не стихосло́вим. И а́бие начина́ем вели́кий кано́н ко́сно, и с сокруше́нным се́рдцем и гла́сом, творе́ние свята́го Андре́я Кри́тскаго, Иеросоли́мскаго, глас 6-й. Ирмо́с: Помо́щник и покрови́тель: по два́жды. Пото́м тропари́, творя́ще на ки́йждо мета́ния 3, и припева́юще: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя. Ве́домо же бу́ди: Егда́ еди́н лик пое́т, тогда́ други́й твори́т мета́ния, благочи́ния ра́ди» (Типикон, гл. 49, «В четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в»).

И тотчас6 Великий канон прп. Андрея Критского, с присовокуплением к каждой песни тропарей канона прп. Марии Египетской и по одному тропарю в честь прп. Андрея Критского (Великий канон см. в Триоди на утрене четверга 5-й седмицы Великого поста). Во 2-й, 8-й и 9-й песнях – трипеснцы (см. в Триоди на утрене вторника 5-й седмицы)7. Ирмосы Великого канона поются по дважды в начале песней, а по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – и на катавасию. Во 2-й и 3-й песнях Великого канона – по два ирмоса (поются по единожды), на катавасию по 3-й песни поется второй ирмос. Ирмосы поются перед тропарями Великого канона, но не перед трипеснцами, с которых начинаются 2-я, 8-я и 9-я песни8.

Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся, но к тропарям Великого канона поется припев: «Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя», к тропарям канона прп. Марии Египетской: «Преподо́бная ма́ти Мари́е, моли́ Бо́га о нас», к тропарям прп. Андрея Критского: «Преподо́бне о́тче Андре́е, моли́ Бо́га о нас». В заключение каждой песни – «Слава», «И ныне». К тропарям трипеснцев припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́»9; в конце их «Слава», «И ныне» не полагаются (к Богородичнам трипеснцев припев: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас»). Обычно читает тропари трипеснца чтец.

По 3-й песни и малой ектении – седален Триоди, глас 3-й: «Теплото́ю ве́ры…» (см. по 2-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы), «Слава» – ин седален Триоди, глас 2-й: «Препросла́вленная благода́ть…» (см. по 3-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы), «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Необори́мую моли́тву…» (см. по 3-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы)10. И читается вторая половина Жития прп. Марии Египетской.

По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе́ моя́, душе́ моя́…», и икос, глас тот же: «Христо́во врачевство́…». После синаксария – блаженны Триоди (Великого канона), глас 6-й11.

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (в данном случае – 4-го; см. в приложении Триоди). После 1-го исполнения светильна – окончание: «…молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя». «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». («Достойно есть» обычно не поется.)

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.

Стихиры на стиховне Триоди, глас 7-й (см. на утрене вторника 5-й седмицы; с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Пое́м Тя, Пречи́стая Богоро́дице…».

«Благо есть» (дважды)12. Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь». Тропарь: «В храме стоя́ще…». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Сый благослове́н…». Молитва: «Небе́сный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час13.

1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Зау́тра услы́ши…» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе́ моя, душе́ моя…». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево́де…». Отпуст великий и многолетны.

На 3-м часе – кафизма 13-я. На 6-м часе – кафизма 14-я; тропарь пророчества (из Триоди), глас 3-й: «Засту́пник наш…» (см. во вторник 5-й седмицы), 1-й прокимен Триоди, глас 6-й: «Нищь есмь аз…» (см. во вторник 5-й седмицы), чтение паримии Триоди (см. во вторник 5-й седмицы), 2-й прокимен Триоди, глас 6-й: «Блаже́ни лю́дие…» (см. во вторник 5-й седмицы).На 9-м часе – кафизма 15-я. На всех часах – тропарь часа со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди (Великого канона): «Душе́ моя, душе́ моя…». Конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю).

На изобразительных – блаженны поскору, без пения; по «Отче наш…» – кондак Триоди (Великого канона): «Душе́ моя, душе́ моя…». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака – чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвята́я Тро́ице…». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении сЛитургией Преждеосвященных Даров см. 24 февраля.

На вечерне – кафизма 16-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 5-й: «Поползну́вся от пра́ваго пути́…» (единожды), ин самогласен дня, глас 8-й: «Из Иерусали́ма снидо́х…» (единожды), и мученичен, глас тот же: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…» (эти стихиры Триоди см. на стиховне вечерни во вторник вечера 5-й седмицы); и подобны Триоди, глас тот же: «Бра́шно любо́вь творя́ще…», «Дре́вом дре́вле…», и глас 2-й: «Живоно́сный Твой Крест…» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» вечерни во вторник вечера 5-й седмицы); и стихиры предпразднства Благовещения, глас 4-й – 4 (см. в службе Минеи 24 марта; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – предпразднства Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…».

Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю; паримии и прокимны см. во вторник вечера 5-й седмицы). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

Примечание. «Всю слу́жбу пое́м поско́ро, труда́ ра́ди бде́ннаго. Соверша́ется же слу́жба Преждеосвяще́нных, в не́йже приудосто́ившиися причаща́ются Святы́х Христо́вых Та́инств. На трапе́зе же яди́м еле́й и вино́ пие́м, труда́ ра́ди бы́вшаго. Не́цыи же уста́вы разреша́ти то́чию на вино́ попуща́ют, на еле́й же не оставля́ют. Во Святы́я же Горы́ Ти́пице разсужда́ет: на святы́х му́ченик 40, на Предте́чевы главы́ Обре́тение, в сре́ду Крестопокло́нную, на Вели́кий кано́н и на Неседа́льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.) я́сти два варе́ния со еле́ем и испива́ти по две ча́ши вина́» (Типикон, гл. 49, «В четверто́к 5-я неде́ли святы́х посто́в», «В си́й же четверто́к»)14.

Сноски:

1 В текущем году во вторник 5-й седмицы Великого поста совершается Литургия Преждеосвященых Даров из-за перенесения на утреню этого дня Великого канона прп. Андрея Критского. См.: Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 59; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 610; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 579.

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 610.

3 «Иере́й… вхо́дит во святы́й олта́рь, и прие́м кади́льницу, глаго́лет и моли́тву кади́ла. И став пред свято́ю трапе́зою, кади́т крестообра́зно, и возгласи́т: Благослове́н Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. И нам отвеща́вшим: Ами́нь. Та́же учине́нный чтец глаго́лет…» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени).

4 См.: Типикон, 17-я глава, 4-е «зри».

5 Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193–204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194–203; Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 1. С. 12–18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «…да обря́щу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте…» до конца, – вторая половина Жития.

6 Обычно молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не произносится.

7 Трипеснцы утрени четверга 5-й седмицы поются в свое время. См.: Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава.

8 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545), ирмосы трипеснцев вычитываются. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), в подобных случаях ирмосы вообще не читаются и не поются, а приводятся в Триоди полностью для того, чтобы служить в качестве подобнов для пения последующих тропарей трипеснцев, т. к. в древности тропари канонов пелись на глас и подобен ирмоса; поются ирмосы лишь в тех случаях, когда стихословятся библейские песни или когда на то есть особое указание Типикона (см.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 172–174).

9 Ср.: Триодь Постная, припев к дополнительному тропарю 2-го трипеснца на утрене седмичных дней; Типикон, 25 марта; Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 59.

10 Седальны Триоди (апостолов), глас 8-й: «Свети́ла богозра́чная…», «Апо́стольская двоенадеся́тице…», и Богородичен: «Непостижи́маго Бо́га…» (см. по 3-й песни Великого канона) поются на утрене четверга 5-й седмицы.

11 Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться.

12 Поскольку служба, согласно Уставу, завершается поскору, допустимо и однократное чтение «Благо есть» (см. следующую сноску).

13 В связи с отсутствием в Типиконе определенных указаний о завершении утрени Великого канона, окончание утрени в богослужебных справочниках излагается по-разному.

Например, прот. К. Никольский (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания» на 1949–1957 годы предписывают заканчивать утреню, как прот. К. Никольский (т. е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш…» вместо тропаря «В храме стоя́ще…» – кондак «Душе́ моя…». «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 88) и «Настольная книга священнослужителя» (т. IV, с. 544) предлагают окончание утрени по образцу предыдущих «Богослужебных указаний», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545–546) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи, помилуй» (40) на сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…», при этом по «Благо есть…» сохранять обычный тропарь «В храме стоя́ще…», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять.

Разногласия об окончании утрени связаны с разным толкованием слов Устава о совершении служб поскору. Термин «поскору», использующийся Типиконом также при изложении богослужения Благовещения в будний день поста и богослужения полиелейного святого «во един от дней постных», касается следующих особенностей:

а) сокращения количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина на утрене, часах и изобразительных с 16 до 3;

б) отмены везде конечного Трисвятого;

в) исполнения поемых текстов на часах и изобразительных «без пения».

В данных «Богослужебных указаниях» излагается окончание утрени Великого канона в соответствии с традицией, сложившейся в уставных заметках «Православного церковного календаря». Однако вышеприведенными вариантами завершения утрени также можно руководствоваться, поскольку они отражают традиционную литургическую практику.

14 В Триоди Постной (л. 317) указания о посте содержатся в следующей редакции: «На трапе́зе же яди́м еле́й и вино́ пие́м, труда́ ра́ди бде́ннаго. В Студи́тове же Уста́ве повелева́ет су́хо я́сти всю ту́ю неде́лю, па́че ины́х, я́ко дни́е пла́ча суть, а не пра́здника: в сих бо у́бо пе́ти до́лжно есть и Аллилу́иа. Во Святы́я же Горы́ Ти́пице разсужда́ет, на святы́х му́ченик 40, на Предте́чевы главы́ Обре́тение, и в сре́ду Крестопокло́нную, и на Вели́кий кано́н, и на Неседа́льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.), я́сти два варе́ния с еле́ем, и испива́ти по две ча́ши вина. ́Сия́ же назна́меновахом любви́ ва́шей от обои́х, да произволя́яй спасти́ся, благоуго́днейшее пред Бо́гом избира́ет».