Суббота 3-й седмицы. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

Прп. Заха́рии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефа́на и Петра Казанских.

Служба совершается по главе Типикона под 24 марта: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся предпра́зднство Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в суббо́ту 3-я или 4-я неде́ли посто́в» (Типикон, 24 марта, 1-е «зри»).

Заупокойная служба в эту субботу не совершается.

Повечерие великое (без поклонов):

По 1-м Трисвятом — тропарь предпразднства, глас 4-й: «Днесь всеми́рныя ра́дости нача́тки…».

По 2-м Трисвятом — тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» — поется заупокойный канон Октоиха, глас 2-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется, так как заменяется заупокойным.

После канона — «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом — кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земны́м нача́ло…» (вместо «Господи Сил…»). Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».

Полунощница обычная — субботняя.

На утрене на «Бог Господь» — тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.

Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Примечание. «Непоро́чны за упоко́й не пое́м» (Типикон, 24 марта, 1-е «зри»).

Каноны:

1-я, 3-я, 4-я и 5-я песни — канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

6-я, 7-я, 8-я и 9-я песни — канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и четверопеснцы Триоди на 8.

Примечание. Каждый четверопеснец Триоди содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два дополнительных тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди) и в счет не входят.

Библейские песни: «Господеви поем…» или «Поем Господеви…».

Примечание. Типикон, предписывая при совпадении предпразднства Благовещения с субботой 3-й седмицы Великого поста перенос библейских песней на пятницу, определяет, что каноны в день предпразднства должны петься с Песнями Священного Писания не в великопостной редакции (Типикон, 24 марта, 1-е «зри»).

По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.

Однако при решении вопроса о редакции библейских песней в предпразднство Благовещения следует учитывать то, что в седмичные дни св. Четыредесятницы Устав назначает в этот день великопостную службу с Аллилуиа и поклонами (и, следовательно, с великопостными библейскими песнями), а также то, что при совпадении предпразднства Благовещения с субботой 3-й седмицы Великого поста в богослужении сохраняются песнопения Октоиха (например, мученичны на «Господи, воззвах», седальны по кафизмах, стиховны утрени).

Принимая во внимание указания богослужебных книг относительно редакции Песней Священного Писания в сырную субботу и в субботу 1-й седмицы Великого поста, в предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы при совпадении этого дня с субботой 3-й седмицы Великого поста можно считать допустимым пение канона с библейскими песнями и в будничной редакции Господеви поем, и в праздничной редакции Поем Господеви.

Катавасия — по 3-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й — ирмос канона предпразднства, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й — ирмосы второго четверопеснца).

По 3-й песни — седален предпразднства, глас 4-й: «Наше́ствием Ду́ха Всесвята́го…». «Слава, и ныне» — ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь…».

По 6-й песни — кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земны́м нача́ло…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни может петься «Достойно есть»2. Светилен предпразднства: «Гаврии́л, с высоты́ слете́в…». «Слава, и ныне» — тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «По Христе́ пострада́вше…», 2-й: «Всяк град и страна́…», 3-й: «Крест Христо́в…»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — предпразднства, глас 4-й: «Язы́ка, его́же не ве́дяше…».

По Трисвятом — тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).

На часах — тропарь и кондак предпразднства.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны предпразднства, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки3:

В храме Господском — тропарь храма, тропарь предпразднства. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак предпразднства.

В храме Богородицы — тропарь предпразднства. «Слава, и ныне» — кондак предпразднства.

В храме святого — тропарь предпразднства, тропарь храма. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак предпразднства.

Прокимен — дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния…».

Апостол и Евангелие — субботы 2-й седмицы.

Аллилуиарий — дня (субботы): «Воззва́ша праведнии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…».

Причастен — дня (субботы): «Ра́дуйтеся, праведнии…».

Примечание. Поскольку заупокойная служба в эту субботу не совершается, заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, и заупокойные Апостол и Евангелие не читаются.

Сноски:

1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

2 Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в предпразднство Благовещения в составе богослужения сохраняются песнопения Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 595.