Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной.

Прп. Иоа́нна Ле́ствичника. Празднество в память сре́тения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаве́ты, матери св. Иоанна Предте́чи. Свт. Софро́ния, еп. Иркутского. Св. Евву́лы, матери вмч. Пантелеи́мона.

Литургия Преждеосвященных Даров.

На великом повечерии в четверг вечером — канон Богородицы и служба прп. Иоа́нна Ле́ствичника (с этого дня).

Примечание. Стихиры Минеи (на «Господи, воззвах») не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 29 марта).

На утрене — кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 28 марта, примечание 1). По 9 песни — светилен гласа. Канон рядового святого поется на повечерии.

На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе — кафизма 19-я; на 6-м часе — кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет.

На часах и на изобразительных — кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…».

В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту.

Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице…». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И быва́ет крестопоклоне́ние по отпе́тии часо́в по после́днем Трисвято́м» (чин поклонения Кресту см. 26 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных1 (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82).

После поклонения иерей берет Честно́й Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

Далее обычное (для среды и пятка) окончание изобразительных. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта.

На вечерне — кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: самогласен Триоди, глас 7-й: «Страсте́м порабо́тив…» (дважды), мученичны Октоиха, глас 3-й — 4 (1-й: «Стра́ждуще до́блии му́ченицы…», 2-й: «Ве́лия Креста́ Твоего́, Го́споди, си́ла…», 3-й: «Ве́лия му́ченик Твои́х, Христе́, си́ла…», 4-й: «Проро́цы, и апо́столи Христо́вы…»), и стихиры Минеи, глас 8-й — 4 (сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского, с 31 марта; первая стихира — дважды). «Слава» — мертвен Октоиха, глас 3-й: «Все су́етие челове́ческое…», или: «Челове́цы, что всу́е мяте́мся?..» (см. в стихирах на стиховне в пяток вечера), «И ныне» — догматик, глас тот же: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Пасы́й Изра́иля, вонми́…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Ра́дуйтеся Бо́гу…», со стихом). «Да испра́вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

Сноски:

1 «И по отпу́сте часо́в быва́ет поклоне́ние Честно́му Кресту́, пою́щим нам стихи́ры самогла́сны, я́коже пре́жде изъяви́ся: и взима́ется иере́ем Честны́й Крест, и отно́сится во святы́й олта́рь» (Типикон, 49-я глава, «В пято́к же тоя́ [4-я] седми́цы»).