Суббота 3-й седмицы. Святых сорока́ мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся.

Служба совершается по 1-й Марковой главе Типикона под 9 марта: «А́ще случи́тся 40 му́ченик в суббо́ту 1-я неде́ли посто́в, и 2-я, и 3-я, и 4-я» (ср.: Типикон, 24 февраля, 13-я Маркова глава). Заупокойная служба Триоди в эту субботу отменяется.

Повечерие великое (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – поется служба мч. Кодра́та и дружины его (с 10 марта) и заупокойный канон Октоиха, глас 5-й (с утрени субботы, без ирмосов)1. Начиная с 6-й песни канон Октоиха опускается2, и поется канон мч. Кодра́та и дружины его (с 10 марта) и четверопеснцы субботы 3-й седмицы Великого поста (см. на утрене в Триоди). Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется, так как заменяется заупокойным.

После канонов – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак мучеников, глас 6-й (вместо «Господи Сил…»). Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…»3.

Кафизмы 16-я и 17-я4.

По 16-й кафизме и малой ектении – седален мучеников, глас 4-й: «Честну́ю твердь…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В кров Твой…».

По 17-й кафизме и малой ектении – седален мучеников, глас 4-й: «Му́жественнейшим по́мыслом…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Е́же [И́же] благода́рно…».

Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. Седален мучеников по полиелее, глас 5-й: «Святы́х му́ченик удобре́ние…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Себе́ пре́жде Суда́ ны́не пла́чу…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мучеников, глас 4-й: «Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду, и изве́л ны еси в поко́й»; стих: «Разже́гл ны еси, я́коже разжиза́ется сребро́». Евангелие – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира мучеников, глас 2-й: «Проро́чески у́бо вопия́ше Дави́д…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и мучеников (два канона) на 8.

В храме святого – Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и мучеников (два канона) на 8.

Примечание. Применительно к уставу субботнего богослужения (ср.: Типикон, гл. 11-я, «зри») канон Богородицы в храме святого заимствуется из Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (в данном случае – 5-го)5. (Ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83.)

Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…».

Катавасия: «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава» – ин светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры мучеников, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Страстоте́рпцы Христо́вы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…»6.

На часах – тропарь и кондак мучеников.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны мучеников, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…». «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…»; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников7.

Примечание. На основании указаний 13-й Марковой главы Типикона под 24 февраля: «На Литурги́и, слу́жба дне, и Предте́чи», может петься прокимен, аллилуиарий и причастен дня8 (субботы, но не заупокойные) и мучеников (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83).

Апостол и Евангелие – субботы 3-й седмицы (но не заупокойные) и мучеников.

Сноски:

1 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 9 февраля (примечание на повечерии).

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 639–641.

3 Ср.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.

4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

5 Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.

7 Там же. С. 566.

8 Причастны дня (субботы) и мучеников совпадают.