Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Глас 1-й.

Мч. Сави́на. Мч. Па́пы1. Свт. Серапио́на, архиеп. Новгородского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Примечание. Служба мч. Сави́на переносится на великое повечерие во вторник вечера (см. 12 марта).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и Триоди (прп. Марии Египетской), глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди (прп. Марии Египетской), глас 4-й: «Очудотвори́, Христе́, Креста́ Твоего́ си́ла…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу стихиры храма, от стиховных.

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Триоди (прп. Марии Египетской), глас 2-й: «Душе́вная ловле́ния…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (прп. Марии Египетской), глас 8-й: «В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди рожде́йся…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные2.

Непорочны3 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Поми́луй мя, Бо́же…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди – 1-й (о богатом и Лазаре) на 4 и 2-й (прп. Марии Египетской) на 4.

Примечание. «Кано́ны 3: воскре́сный с Богоро́дичным на 6: и Трио́ди на 4, глас 8-й: и преподо́бныя на 4, глас 6-й» (Типикон, гл. 49, «В Неде́лю 5-ю святы́х посто́в»). Данное предписание Устава при буквальном прочтении может быть истолковано как указание на пение трех канонов: воскресного со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы единожды), Триоди – 1-го (о богатом и Лазаре) на 4 и 2-го (прп. Марии Египетской) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), глас 3-й: «Блуда́ми пе́рвее…», и икос, глас тот же: «А́гницу Христо́ву…»; седален Триоди (прп. Марии Египетской), глас 8-й: «Взыгра́ния вся…». «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сная врата́ и ковче́г…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен Триоди (прп. Марии Египетской): «О́браз покая́ния…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Сла́досте А́нгелов…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 1-й – 8; затем стих: «Воскресни́, Господи, Боже мой…», и самогласен Триоди, глас тот же: «Несть Ца́рство Бо́жие пи́ща и питие́…». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 9-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Марии Египетской). Кондаки Триоди (прп. Марии Египетской) и воскресный читаются попеременно.

Литургия свт. Василия Великого.

На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы.

Блаженны гласа – 8.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской). «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской); кондак воскресный. «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской); кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен – воскресный рядового гласа (со стихом), и прп. Марии Египетской, глас 4-й: «Ди́вен Бог во святых Своих…».

Апостол и Евангелие – Недели 5-й Великого поста и прп. Марии Египетской.

Аллилуиарий – воскресный рядового гласа (на основании общего устава, может быть еще второй аллилуиарий – преподобных жен общий, глас 1-й: «Терпя́, потерпе́х Го́спода, и внят ми, и услы́ша моли́тву мою́»)4.

Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется…».

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…», и прп. Марии Египетской: «В па́мять ве́чную…».

Примечание. «На трапе́зе же учрежда́емся, я́коже и в пре́ждних Неде́лях» (Типикон, гл. 49, «В Неде́лю 5-ю святы́х посто́в»).

Сноски:

1 Имя мч. Папы упоминается Типиконом, но в Минее службы ему нет.

2 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

3 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 474.