Вторник 2-й седмицы. Святых сорока́ мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся.

Литургия Преждеосвященных Даров.

С понедельника 2-й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и служб тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»). Таким образом, на великом повечерии вторника (оно совершается в понедельник вечером) поется канон Богородицы (Октоиха) и канон святых, память которых приходится на Лазареву субботу – мчч. Тере́нтия, Помпии́я и иже с ними (с 10 апреля).

О службах святым на повечерии

Службы святым на повечерии совершаются следующим образом. После окончания вседневного славословия: «Слава в вышних Богу…» (на великом повечерии) или же после Символа веры (на малом повечерии) поется канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов) и канон святого из Минеи (без ирмосов) с т. н. «молебными» припевами «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек), моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. п.; в конце: «Слава» – тропарь, «И ныне» – Богородичен. Таким образом исполняются все песни канона. По 3-й песни – кондак и седален Минеи. По 6-й песни – седален Богородицы (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»), по 9-й песни – стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен1.

Примечание. В одном из толкований на Церковный Устав, составленном Никитой Сырниковым (см. его «Ключ к Церковному Уставу»), находим полный и, на наш взгляд, наиболее верный устав исполнения канонов на повечериях. Прежде поется канон Богородицы (Октоиха), потом святого (Минеи). По 3-й песни – седален Минеи, «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. По 6-й песни – седален Богородицы. Если святой имеет свой кондак, то по 3-й песни – седален святого, «Слава, и ныне» – седален Богородицы (см. его по 6-й песни), а по 6-й песни – кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см. выше), «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), «Слава» – третья стихира святого, «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен.

О заключительных молитвословиях Типикон умалчивает; по традиции, в конце канонов и стихир – «Достойно есть», и далее по чину повечерия.

На великом повечерии в понедельник вечером (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – канон Богородицы (Октоиха) и служба мчч. Тере́нтия, Помпии́я и иже с ними (с 10 апреля).

По 3-м Трисвятом – кондак мучеников, глас 6-й (вместо «Господи Сил…»).

По «Честнейшую Херувим…» – возглас: «Боже, ущедри ны…», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»), и прощение от священника (по обычаю).

На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш…» – чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

На «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Стра́сти уздо́ю…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В пучи́ну лю́тую…».

По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Предложи́в та́йную пост трапе́зу…» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «От вся́каго преще́ния…».

По 3-м стихословии – малая ектения. Седален мучеников, глас 4-й: «Честну́ю твердь…». «Слава» – ин седален мучеников, глас тот же: «Му́жественнейшим по́мыслом…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Е́же благода́рно…».

Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. Седален мучеников по полиелее, глас 5-й: «Святы́х му́ченик удобре́ние…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Себе́ пре́жде Суда́ ны́не пла́чу…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мучеников, глас 4-й: «Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду, и изве́л ны еси в поко́й»; стих: «Разже́гл ны еси, я́коже разжиза́ется сребро́». Евангелие – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира мучеников, глас 2-й: «Проро́чески у́бо вопия́ше Дави́д…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

Каноны:

1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 8 (ирмосы 1-го канона по дважды)2.

2-я песнь – трипеснцы Триоди на 83 (в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 8-й: «Ви́дите, ви́дите, яко Аз есмь Бог ваш, пре́жде век…», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас тот же: «Ви́дите, ви́дите, яко Аз есмь Бог ваш, освяти́вый…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас»).

8-я и 9-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 6 (ирмосы 1-го канона по дважды)4 и трипеснцы Триоди на 85.

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви…».

Катавасия по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго трипеснца Триоди, глас 8-й; по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава» – ин светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры мучеников, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Страстоте́рпцы Христо́вы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «И́стины ча́шею…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Непроходи́мая врата́…».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]6, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе – кафизма 13-я. Тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…». Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви…» и «Да испо́лнятся уста́ моя́…» – читаются7. По «Отче наш…» – кондак мучеников. После возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево́де…». Отпуст великий, и многолетны.

Примечание. «Егда́ же пое́м полиеле́й, на часе́х в кампа́н не ударя́ем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

На 3-м часе – кафизма 14-я. На 6-м часе – кафизма 15-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 16-я. На всех часах – тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…», по «Отче наш…» – кондак мучеников, конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На изобразительных блаженны8 «глаго́лем поско́ру без пе́ния».

Кондаки:

В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…»; или же – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме Богородицы – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвята́я Тро́ице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 3 марта.

На вечерне – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 3-й: «Пло́тию распны́йся, Го́споди…» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Проро́цы, и апо́столи…» (эти стихиры Триоди см. на стиховне вечера во вторник); и подобны Триоди, глас 1-й: «На Кресте́ распросте́рл еси, Христе́…», «Де́ти обостри́в иногда́ пост…», и глас 3-й: «Вре́мя весе́лое поста́…» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» во вторник вечера); и стихиры мучеников, глас 1-й и глас 2-й – 4 (см. на «Господи, воззвах» вечерни в сам день праздника вечером; первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Проро́чески у́бо…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Доса́ды претерпе́вшаго…» (см. 14 марта, в службе прп. Венедикта).

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 7-й: «Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет9.

Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Во́нмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И ду́хови твоему́», диакон: «Прему́дрость»), и поется прокимен мучеников, глас 5-й: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны…» (со стихом).

Апостол, аллилуиарий и Евангелие – мучеников.

По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

Причастен: «Вкуси́те и ви́дите…», и мучеников: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

На отпусте иерей поминает в качестве дневных святых сначала 40 мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся10, потом святого следующего дня – мч. Кодра́та.

Примечание. Канон рядового святого (10 марта, мч. Кодра́та и дружины его) поется на утрене, а вечерние стихиры с «Господи, воззвах» поются на хвалитех. См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава, 4-е «зри».

Примечание. «По отпу́сте же вхо́дим в трапе́зу, и яди́м два варе́ния с еле́ем, и пие́м вино́. В сре́ду же и пято́к, яди́м два варе́ния без еле́я, и пие́м вино́» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

Сноски:

1 Богородичен и Крестобогородичен (для службы под среду и пятницу) находятся на ряду в Минее. Если на ряду этих текстов нет, то они заимствуются из приложения Минеи по гласу последней стихиры, от меньших (2-е приложение).

2 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.

3 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.

4 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.

5 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.

6 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

7 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

8 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем…».

9 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 553.

10 По мнению проф. Н. Д. Успенского, «не следует призывать поименно святых,… память которых Церковь совершает не по отдельности с прославлением личных подвигов каждого, а как сонма святых. В этом случае следует называть их словами Типикона, например, “святых четыредесяте мучеников, в Севастийском езере мучившихся”… чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен» (Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Он же. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 336–337).