Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.

Собор Архангела Гаврии́ла.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается с учетом указаний главы Типикона под 26 марта: «А́ще отда́ние Благове́щения случи́тся в сре́ду 4-я неде́ли посто́в, е́же есть Крестопокло́нную»1.

Примечание. Служба Архангела Гаврии́ла (с 26 марта) переносится на повечерие (ср.: Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще отда́ние Благове́щения случи́тся в сре́ду 4-я неде́ли посто́в, е́же есть Крестопокло́нную», «зри»)2.

На малом повечерии в четверг вечером служба Архангела Гаврии́ла (с 26 марта).

Примечание. «Повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на Сла́ва в вы́шних… 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по Честне́йшую… 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: Го́споди и Влады́ко… и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (Типикон, 26 марта, 3-е «зри»). «Арха́нгела же слу́жбу пое́м во ин день, или́ на повече́рии» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще отда́ние Благове́щения случи́тся в сре́ду 4-я неде́ли посто́в, е́же есть Крестопокло́нную», «зри»).

Устав не приводит указаний, касающихся тропарей и кондаков малого повечерия в день Благовещения вечером. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 231), на повечерии в день отдания глаголется кондак праздника, глас 8-й: «Взбра́нной Воево́де…».

Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 29 февраля).

Полунощница вседневная – по великопостному чину.

Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 1 марта; особенности его см. 5 марта).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 3-й) и Троичны гласа.

Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди).

По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду).

Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами…».

Каноны:

1-я, 3-я, 4-я, 6-я и 7-я песни – канон праздника (см. 26 марта)3, глас 6-й, со ирмосом на 64 и канон Креста (Триоди) на 4.

5-я, 8-я и 9-я песни – канон праздника (см. 26 марта), глас 6-й, со ирмосом на 45, канон Креста (Триоди) на 2 и трипеснцы на 8.

Библейские песни – великопостные6.

Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в отдание Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.

Катавасия – по 3-й, 5-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона Креста (Триоди), а по 5-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди).

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й (см. в службе праздника 25 марта, по 6-й песни канона); седален Креста (Триоди), глас 6-й: «То́кмо водрузи́ся Дре́во…», или: «Днесь проро́ческое…» (по выбору). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й (по выбору; см. в службе праздника 25 марта, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос Креста (Триоди), глас 7-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

На 9-й песни поем «Честнейшую»7.

По 9-й песни может петься «Достойно есть»8. Светилен Троичен гласа (в данном случае – 3-го).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Стихиры на хвалитех9 не поются: в Постной Триоди на вечерне в четверг вечера 4-й седмицы на «Господи, воззвах» отсутствуют стихиры Креста (в отличие от службы среды 4-й седмицы), минейная служба Архангела Гаврии́ла переносится на повечерие в четверг вечером.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 8-й: «Днесь Влады́ка твари…».

Примечание. Поскольку, в силу отсутствия хвалитных стихир, стихира праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…», опускалась, можно считать допустимым10 исполнение стихир на стиховне следующим образом: стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами); «Слава» – Триоди (Креста), глас 8-й: «Днесь Влады́ка твари…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…» (см. в Минее 26 марта, на хвалитех утрени).

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы и изобразительны совершаются по великопостному чину.

Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных, говоря только, что совершается «поклоне́ние Креста́, часы́ с покло́ны по по́стному»11. По этой причине допустимо совершение часов и изобразительных в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием, но с учетом особенностей пятницы 4-й седмицы поста (поклонение Кресту в конце изобразительных и чтение на часах и изобразительных по «Отче наш…» кондака Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…»).

На 1-м часе – кафизмы нет. На 3-м часе – кафизма 19-я. На 6-м часе – кафизма 20-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизмы нет.

На часах12 – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…».

На изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…»; «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 8-й: «Взбра́нной Воево́де…»13.

В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту.

Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице…». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И быва́ет крестопоклоне́ние по отпе́тии часо́в по после́днем Трисвято́м» (чин поклонения Кресту см. 22 марта). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных14 (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82).

После поклонения иерей берет Честно́й Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.

Далее обычное (для среды и пятка) окончание изобразительных. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 3 марта.

На вечерне – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: самогласен Триоди, глас 7-й: «Страсте́м порабо́тив…» (дважды), мученичны Октоиха, глас 3-й – 4 (1-й: «Стра́ждуще до́блии му́ченицы…», 2-й: «Ве́лия Креста́ Твоего́, Го́споди, си́ла…», 3-й: «Ве́лия му́ченик Твои́х, Христе́, си́ла…», 4-й: «Проро́цы, и апо́столи Христо́вы…»), и стихиры Минеи, глас 4-й – 4 (мц. Матро́ны Солу́нской, с 27 марта; первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас 3-й: «Все су́етие челове́ческое…», или: «Челове́цы, что всу́е мяте́мся…» (по выбору; см. в стихирах на стиховне в пяток вечера), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Пасы́й Изра́иля, вонми́…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Ра́дуйтеся Бо́гу…», со стихом). «Да испра́вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

Примечание. «На трапе́зе же разреше́ние вина́ и еле́я» (Типикон, 26 марта).

Сноски:

1 Ср.: Типикон, 24 марта, 1-я Маркова глава: «А́ще случи́тся предпра́зднство Благове́щения в сре́ду 4-ю посто́в, е́же есть Крестопокло́нную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 625.

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 643–644.

3 Канон, седален, кондак и хвалитные стихиры Архангела Гаврии́ла (см. в Минее 26 марта) на утрене не поются, потому что служба Архангела переносится на повечерие в четверг вечером.

4 Устав (см.: Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще отда́ние Благове́щения случи́тся в сре́ду 4-я неде́ли посто́в, е́же есть Крестопокло́нную») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона праздника.

5 См. предыдущую сноску.

6 В песнях без трипеснцев начальные стихи Песней Священного Писания не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса (при двукратном его исполнении) или после ирмоса и 1-го тропаря (при однократном исполнении ирмоса), с надписи «на 8» (всего на 10).

7 Ср.: Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще отда́ние Благове́щения случи́тся в сре́ду 4-я неде́ли посто́в, е́же есть Крестопокло́нную».

8 Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в отдание Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

9 Ср.: Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще отда́ние Благове́щения случи́тся в сре́ду 4-я неде́ли посто́в, е́же есть Крестопокло́нную».

10 Ср.: Типикон, 24 марта, 1-я Маркова глава.

11 Ср.: Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще отда́ние Благове́щения случи́тся в сре́ду 4-я неде́ли посто́в, е́же есть Крестопокло́нную».

12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 594.

13 Поскольку кондак праздника Благовещения (глас 8-й) пелся на утрене 26 марта, исполнение кондаков на изобразительных может совершаться следующим образом: кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…»; «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 8-й: «Взбра́нной Воево́де…».

14 «И по отпу́сте часо́в быва́ет поклоне́ние Честно́му Кресту́, пою́щим нам стихи́ры самогла́сны, я́коже пре́жде изъяви́ся: и взима́ется иере́ем Честны́й Крест, и отно́сится во святы́й олта́рь» (Типикон, 49-я глава, «В пято́к же тоя́ [4-я] седми́цы»).