Четверг Светлой седмицы.

Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоно́сного Исто́чника».

Сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского. Свт. Инноке́нтия, митр. Московского. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея России, чудотворца (службу зри 15 июня).

Прп. Ипа́тия целебника, Печерского, в Дальних пещерах.

К пасхальной службе присоединяется служба в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» (см. в Триоди Цветной)1.

Стихиры и канон в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» – в Триоди Цветной; там же указан и порядок их соединения с песнопениями воскресными и Пасхи.

Примечание. «Пое́м настоя́щее после́дование, бы́вшее от господи́на Ники́фора Калли́ста Ксанфопу́ла. На Пресвяту́ю Госпожу́ Влады́чицу Богоро́дицу Живоприе́мный Исто́чник. Не бо обрето́хом в Ти́пице сицева́го после́дования, но положи́ся любве́ ра́ди Пресвяты́я Богоро́дицы» (Триодь Цветная, «В четверто́к ве́чера Све́тлыя седми́цы»).

Поются стихиры 6-го гласа.

На великой вечерне – прокимен великий, глас 7-й: «Возлюблю́ Тя, Господи, Кре́посте моя́…».

На каноне утрени оставляются Богородичные тропари пасхального канона, вместо них – наро́читые тропари Живоносного Источника. Канон Пасхи со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и канон Богородицы (Живоносного Источника) на 6 (тропари канона поются).

Катавасия «Воскресения день…»; после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды; по обычаю, скорым распевом).

По 3-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й; и седален Богородицы, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й.

9-я песнь поется в следующем порядке:

Диакон: «Вели́чит душа моя Воскресшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;

2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…»;

1-й лик: «Христос, новая Пасха…», «О, Боже́ственнаго…»;

2-й лик: «Ангел вопия́ше…», «О, Божественнаго…»;

1-й лик: «Возбуди́л еси…», «О, Божественнаго…»;

2-й лик: «Магдалина Мария…», «О, Пасха ве́лия…»;

1-й лик: «Ангел облиста́яй…», «О, Пасха велия…»;

2-й лик: «Христос воскресе…», «О, Пасха велия…»;

1-й лик: «Радуйся, Дево…» и тропари Живоносного Источника: «Во́ды вся превосхо́дит…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево…», «Во́ды вся превосхо́дит…»;

1-й лик: «Радуйся, Дево…», «Реши́тель неду́гов…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево…», «Здравия и́щущии…»;

1-й лик: «Радуйся, Дево…», «Возвы́сися исто́чника…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево…», «Весели́ши, Дево…».

Оба лика вместе: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды).

На хвалитех стихиры на 8 (см. в Триоди): воскресные, глас 6-й – 4, Богородицы, глас 2-й – 4 (со своими припевами (см. на стиховне вечерни) – 1-й: «Освяти́л есть селе́ние Свое́ Вы́шний»; 2-й: «Ре́чная устремле́ния веселя́т град Бо́жий»), и стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры). И далее «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), в качестве тропаря в конец утрени.

На Литургии прокимен, глас 8-й: «Во всю зе́млю…», и Богородицы, глас 3-й: «Вели́чит душа́ Моя́…».

Апостол и Евангелие – дня (пятницы Светлой седмицы) и Богородицы.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и Богородицы: «Ча́шу спасения прииму́…».

Примечание. По обычаю, после Литургии совершается малое освящение воды. При его совершении следует учитывать богослужебные особенности Светлой седмицы (ср.: Типикон, гл. 50, «Подоба́ет ве́дати, ка́ко пое́тся моле́бен на Святу́ю Па́сху»)2. Существует традиция совмещения чина водоосвящения с ежедневно совершаемым после Литургии на Светлой седмице крестным ходом