25. Неделя 4-я Великого поста. Глас 4-й. Благове́щение Пресвято́й Богоро́дицы.

Прп. Иоа́нна Ле́ствичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста). Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России1 (службу зри 26 сентября).

Служба совершается по 5-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «А́ще ли случи́тся Благове́щение в Неде́лю 4-ю, или 5-ю посто́в»2.

Примечание. По причине совпадения в текущем году Недели 4-й Великого поста с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, служба прп. Иоа́нна Ле́ствичника (из Триоди) переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 24 марта)3.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, и Благовещения, глас 6-й – 6 (см. в Минее 25 марта, на «Господи, воззвах» великой вечерни4; каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть с Небесе́…» (догматик гласа не поется).

Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Госпо́дь воцари́ся…», со стихами (по обычаю). Паримии Благовещения – 5 (1-я – Исхода чтение: «Вни́де Моисе́й…»; 2-я – Притчей чтение: «Госпо́дь созда́ мя…»5; 3-я – Бытия чтение: «Изы́де Иа́ков…»; 4-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го…»; 5-я – Притчей чтение: «Прему́дрость созда́ Себе́ дом…»).

На литии стихиры Благовещения, глас 1-й. «Слава» – Благовещения, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́…», «И ныне» – Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Днесь ра́дость благове́щения…» (см. в Минее 25 марта, на стиховне великой вечерни).

По Трисвятом – тропарь Благовещения, глас 4-й: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Све́тлую воскресе́ния про́поведь…» (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Благовещения, глас тот же: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные6.

Полиелей. Величание праздника Благовещения: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом7. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Благовещения, глас 1-й: «Вели́кий воево́да…» (см. по 2-м стихословии), седален Благовещения, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется…» (см. по 3-м стихословии), седален Благовещения глас 4-й: «Гаврии́л с Небесе́…» (см. по полиелее)8. «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть Гаврии́л…» (см. по полиелее). Степенны – гласа. Прокимен праздника Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие праздника Благовещения – Лк., зач. 4. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…»9.

Примечание. «Евангелие оставляется на аналое посреди церкви, рядом с иконой Благовещения, для лобзания» (Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 108). «Степе́нна гла́са. Проки́мен и Ева́нгелие пра́здника. Та́же, Воскресе́ние Христо́во, псало́м 50-й, и целова́ние Ева́нгелия, по обы́чаю» (Типикон, 15 августа, Маркова глава).

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди 1-й канон (глас 5-й; о впадшем в руки разбойников)10 на 4 и Благовещения на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216.

Катавасия – праздника (ирмосы канона Благовещения).

По 3-й песни11 – седален Благовещения, глас 8-й: «Сло́во Бо́жие…». «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть с Небесе́…».

По 6-й песни – кондак Благовещения, глас 8-й: «Взбра́нной Воево́де…», и икос, глас тот же: «А́нгел предста́тель…».

На 9-й песни поем «Честнейшую» (припев праздника Благовещения не поется).

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен Благовещения: «А́нгельских сил Архистрати́г…», «И ныне» – ин светилен Благовещения: «Е́же от ве́ка днесь познава́ется та́инство Бо́жие…»12.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 4, и Благовещения, глас 1-й13 и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера), затем стих: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́», и самогласен Триоди, глас 1-й: «Прииди́те, де́лаим…». «Слава» – тот же самогласен Триоди, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Первые шесть хвалитных стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; 2-й – «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, / воспо́йте Го́сподеви, вся земля́», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я.

На часах – тропарь воскресный: «Све́тлую воскресе́ния про́поведь…». «Слава» – тропарь Благовещения: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна…». Кондак Благовещения: «Взбра́нной Воево́де…»14.

Примечание. «При часе́ же второ́м дне твори́м исхожде́ние вне оби́тели, я́коже предуказа́ся на ряду́, и возвра́щшеся пое́м Литурги́ю Вели́каго Васи́лия» (Типикон, 26 марта, 5-я Маркова глава, «зри»).

Литургия свт. Василия Великого15.

На проскомидии заготовляются три Агнца – для среды, четверга и пятницы.

Антифоны изобразительны.

Блаженны гласа – 6 и Благовещения, песнь 3-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, глас 4-й: «Све́тлую воскресе́ния про́поведь…», тропарь Благовещения, глас тот же: «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна…». «Слава, и ныне» – кондак Благовещения, глас 8-й: «Взбра́нной Воево́де…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Благовещения.

Апостол и Евангелие – Недели 4-й Великого поста и Благовещения.

Примечание. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен прп. Иоа́нна Ле́ствичника опускаются, поскольку служба прп. Иоа́нна Ле́ствичника переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 24 марта).

Задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона Благовещения: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту…» (по традиции, с припевом: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию…»)16.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии ве́лие: яди́м ры́бы, и пие́м вино́, в ки́йлюбо день случи́тся, еди́ножды днем, кроме́ суббо́ты и Неде́ли» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).

1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов.

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 608–609.

3 Ср.: Типикон, 24 марта, 3-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 609, 644.

4 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 173–174.

5 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 176–177. Сначала читаются паримии: «Вниде Моисей…» и «Господь созда мя…», а затем: «Изыде Иаков…», «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго…» и «Премудрость созда Себе дом…». О порядке чтения пяти паримий праздника Благовещения ср.: Минея-Март, «Потреба есть ведати, яко аще случится Благовещение в которую субботу поста» (с. 176).

6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».

7 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

8 Ср.: Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава.

9 Покаянные песнопения Триоди («Покаяния отверзи ми двери…», и проч.) по 50-м псалме не поются. Ср.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава, 37-я Храмовая глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 606, 608, 405.

10 Второй канон Триоди (глас 8-й; прп. Иоанна Лествичника) не поется, поскольку служба прп. Иоанна Лествичника переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 24 марта).

11 Кондак и икос Триоди (см. по 6-й песни канона), а также седальны Триоди (см. по 3-й песни канона), вместе со службой прп. Иоанна Лествичника переносятся на великое повечерие в пятницу вечера (см. 24 марта). Однако в аналогичной ситуации отмены службы прп. Иоанна Лествичника при совпадении предпразднства Благовещения с Неделей 4-й Великого поста, Устав сохраняет на утрене по 3-й песни канона седален Триоди, глас 5-й: «Пречистый Крест Твой…» (ср.: Типикон, 24 марта, 3-я Маркова глава: «Аще случится предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы в Неделю 4-ю, или 5-ю постов»). Расширительно толкуя схематичные указания Устава (см. Типикон, 26 марта, 5-я Маркова глава) относительно седальнов по 3-й песни канона и учитывая содержание соответствующих триодных песнопений, можно считать допустимым исполнение в составе текстов по 3-й песни канона седальна Триоди, глас 5-й: «Пречистый Крест Твой…» (либо перед седальнами праздника, либо на «Славу»). Ср.: Устав. М., 1641. Л. 559.

12 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 108.

13 В Минее 4 стихиры, одна из них опускается.

14 Воскресный кондак в богослужении данного дня опускается.

15 См.: Типикон, 26 марта, 5-я Маркова глава, «зри»; ср.: Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава.

16 Ср.: Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 608.