26. Понедельник 5-й седмицы. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гаврии́ла.

Служба совершается по главе Типикона под 26 марта: «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник 4-я или́ 5-я, или́ 6-я неде́ли посто́в» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы»), а также в соответствии с указаниями, приведенными в Типиконе 26 марта на ряду.

Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 25 февраля. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, праздника, глас 4-й 4 (см. в Минее 25 марта, в сам день праздника вечером1; первая стихира – дважды), и Архангела, глас 1-й 32. «Слава, и ныне» праздника, глас 6-й: «По́слан бысть с Небесе́…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати́ лица Твоего…», со стихами (по обычаю). После исполнения прокимна читается: «Сподоби, Господи…»3. Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Днесь ра́дость благове́щения…» (см. в Минее 25 марта, на стиховне великой вечерни в сам день праздника)4.

Примечание. При совершении пассии в составе данной вечерни, возможны следующие варианты окончания стиховных стихир: 1) «Слава» – праздника, глас 4-й: «Днесь ра́дость благове́щения…», «И ныне» – стихира Великого Пятка, глас 5-й: «Тебе́, оде́ющагося…», затем – чинопоследование пассии; 2) «Слава» – стихира Великого Пятка, глас 5-й: «Тебе́, оде́ющагося…», затем – чинопоследование пассии; по окончании последнего песнопения пассии (стихиры Великой Субботы: «Прииди́те, ублажи́м…») – «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Днесь ра́дость благове́щения…».

Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 25 февраля).

На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мчч. Марка, еп. Арефуси́йского, Кирилла диакона и иных многих (с 29 марта – четверга 5-й седмицы Великого поста).

Примечание. В богослужебных книгах предлагается два различных варианта переноса службы Минеи, совпавшей с четвергом 5-й седмицы св. Четыредесятницы. Согласно Триоди, «на повече́рии [вечером в Неделю 4-ю поста – Сост.] пое́м слу́жбу прилучи́вшагося свята́го в четверто́к Вели́каго кано́на» (Триодь Постная, «В Неделю [4-ю поста] вечера»). По Типикону же, «слу́жбу Мине́и прилучи́вшагося свята́го в четверто́к Вели́каго кано́на пое́м во вто́рник [5-й седмицы поста – Сост.] на повече́рии» (Типикон, «В ту́южде Неде́лю [4-ю поста] ве́чера»).

Таким образом, система распределения канонов Минеи на повечериях Великого поста в определенной степени зависит от следования указаниям той или иной богослужебной книги относительно службы Минеи четверга 5-й седмицы.

В текущем году в оставшиеся дни Великого поста возможны следующие варианты совершения минейных служб на повечериях5.

Примечание. «Повече́рие ма́лое, без покло́нов, покло́ны от Сла́ва в Вы́шних…, на не́мже глаго́лем кано́н рядовы́й Мине́и» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник 4-я или 5-я, или 6-я неде́ли посто́в»)7. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.

Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся тропарей и кондаков малого повечерия в день Благовещения вечером, возможны следующие варианты:

1) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). Ср.: Типикон, 7 января.

2) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). «Слава, и ныне» – кондак Благовещения, глас тот же8.

Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 25 февраля).

Полунощница вседневная – по великопостному чину.

Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 26 февраля).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 4-й) и Троичны гласа.

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди).

По 2 и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду).

Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами…».

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни – каноны Минеи (см. 26 марта: праздника, глас 6-й, и Архангела, глас 4-й) на 6 (со ирмосом канона праздника) и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я ­песни – канон праздника (см. в Минее 26 марта), глас 6-й, со ирмосом на 6 (по указаниям Минеи – на 4) и канон Архангела, глас 4-й, на 6.

Библейские песни – великопостные.

Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в отдание Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.

Катавасия: по 1-й, 8-й и 9-й песни – ирмос 2-го трипеснца Триоди; по 3-й и 6-й песни – ирмос канона Архангела.

По 3-й песни – седален Архангела, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак Архангела, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую»9.

По 9-й песни может петься «Достойно есть»10. Светилен Троичен гласа (в данном случае – 4-го).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Архангела, глас 4-й – 4 (см. в Минее 26 марта; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…» (см. в Минее 26 марта).

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя…».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы, изобразительны и вечерня совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 26 февраля).

Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в отдание Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что «про́чее все пое́м с покло́ны»11.

На 1-м часе – кафизмы нет. На 3-м часе – кафизма 7-я. На 6-м часе – кафизма 8-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 10-я.

Примечание. «На трапе́зе же разреше́ние вина́ и еле́я» (Типикон, 26 марта).

1 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189–190.

2 Припев «Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» не глаголется.

3 Ектения сугубая «Рцем вси…» не произносится.

4 Ср.: Типикон, 26 марта, 2-е «зри».

5 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5-й седмицы на повечерие Недели 4-й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648.

6 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава).

7 «Повечерие поем малое в притворе поскору, без поклонов и канона, точию на Слава в вышних… 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по Честнейшую… 3 великия поклоны с молитвою: Господи и Владыко… и прочия 12-ть, и на последнем Трисвятом 3 поклоны, и отпуст» (Типикон, 26 марта, 3-е «зри»).

8 Кондак праздника отсутствует на утрене в отдание Благовещения, случившееся в седмичный день св. Четыредесятницы, однако, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 231), на повечерии в день отдания кондак праздника глаголется.

9 Ср.: Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы», «Аще отдание Благовещения случится в среду 4-я недели постов…».

10 Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в отдание Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

11 Поскольку кондак праздника Благовещения отсутствовал на утрене 26 марта, на часах и изобразительных он также не глаголется.