5. Суббота 3-й седмицы. Поминовение усопших. Мч. Конона Исаврийского. Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского[1].

Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (службу зри 19 сентября).

Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (мч. Конона Исаврийского) – по образцу субботы 2-й седмицы Великого поста (см. 26 февраля) (А).

В этот день может совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (при этом заупокойная служба Триоди в данную субботу отменяется). При совершении богослужения следует руководствоваться 13-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 2-ю, или 3-ю постов» (Б).

А. На великом повечерии в пятницу вечером поется служба мчч. 42-х во Амморее (с 6 марта), а также заупокойный канон Октоиха, глас 6-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. Окончание великого повечерия см. 26 февраля.

Полунощница обычная – субботняя.

На утрене по 16-й кафизме седальны Октоиха, глас 6-й: «Страдальческий подвиг…», «Страдальческое стояние…»; стих: «Дивен Бог во святых Своих…» – «Господи, святых Твоих память…»; стих: «Многи скорби праведным…» – «Воистинну суета всяческая…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Иже Благословенную нарекий…» (см. по 1-м стихословии).

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 6-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Болезнь Адаму бысть…» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Бога, из Тебе воплотившагося…».

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны гласа – 6.

По входе – тропари, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену, и пристанище…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе…», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония…»; и заупокойный, глас 6-й: «Души их во благих водворятся».

Апостол и Евангелие – субботы 3-й седмицы и заупокойные.

Аллилуиарий[2] – дня (субботы): «Воззваша праведнии…», стих: «Многи скорби праведным…»; и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».

Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии…», и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».

Б. Повечерие великое (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь свт. Луки, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…».

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – поется служба мч. Конона Исаврийского (с 5 марта), служба мчч. 42-х во Амморее (с 6 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 6-й (с утрени субботы, без ирмосов)[3]. Начиная с 6-й песни заупокойный канон Октоиха опускается[4], и поются каноны мч. Конона Исаврийского (с 5 марта), мчч. 42-х во Амморее (с 6 марта), и четверопеснцы субботы 3-й седмицы Великого поста (см. на утрене в Триоди). Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется, так как заменяется заупокойным.

После канонов – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак свт. Луки, глас 1-й (вместо «Господи Сил…»). Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь свт. Луки, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…»[5].

Кафизмы 16-я и 17-я[6].

По 16-й кафизме и малой ектении – седален свт. Луки, глас 3-й: «Новый светильник Церкве Русския…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Богорадованная Владычице…».

По 17-й кафизме и малой ектении – седален свт. Луки, глас 6-й: «Яко маслина плодовита и лампада…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Не презри моления Твоих рабов…».

Полиелей. Величание свт. Луки и избранный псалом. Седален свт. Луки по полиелее, глас 4-й: «Всечестная и светоносная память твоя…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Спаси всех, к Тебе притекающих…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен свт. Луки, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач., от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священноисповедника Луки…». Стихира свт. Луки, глас 6-й: «Пастыря добра…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и свт. Луки на 8.

В храме святого – Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и свт. Луки на 8.

Примечание. Применительно к уставу субботнего богослужения (ср.: Типикон, гл. 11-я, «зри») канон Богородицы в храме святого заимствуется из Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (в данном случае – 6-го)[7]. (Ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83.)

Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…».

Катавасия: «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален свт. Луки, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос свт. Луки, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен свт. Луки (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры свт. Луки, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – свт. Луки, глас 8-й: «Святителю отче Луко…», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Владычице, приими молитвы раб Твоих…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Луки, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…»[8].

На часах – тропарь и кондак свт. Луки.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны свт. Луки, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь свт. Луки. «Слава» кондак свт. Луки, «И ныне» кондак храма.

В храме святого тропарь храма, тропарь свт. Луки; кондак храма. «Слава» кондак свт. Луки, «И ныне» «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен свт. Луки [9].

Примечание. На основании указаний 13-й Марковой главы Типикона под 24 февраля: «На Литургии, служба дне, и Предтечи», может петься прокимен, аллилуиарий и причастен дня (субботы, но не заупокойные) и свт. Луки (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83).

Апостол и Евангелие субботы 3-й седмицы (но не заупокойные) и свт. Луки (Евр., 318 зач.; Мф., 11 зач.).


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313).

2 Триодь Постная в субботу 3-й седмицы Великого поста указывает: «Аллилуиа, глас 6-й».

3 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии).

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 639–640.

5 Ср.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.

6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

7 Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.

9 Там же. С. 566.