Суббота. Прп. Михаила исп., еп. Синадского. Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (со 2-й Недели по Пятидесятнице).

Собор Ростово-Ярославских святых. Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой. Прп. Паисия Галичского.

Служба прп. Михаила исп., еп. Синадского, не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы свт. Леонтия, еп. Ростовского (Б).

На этот день (со 2-й Недели по Пятидесятнице) может быть перенесена1 полиелейная2 служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) (В).

Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и общего начала).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Мученицы Господни…», 2-й: «Мученицы Твои, Господи…», 3-й: «Аще кая добродетель…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов)3. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Чистая Дево…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь преподобного (общий), глас 8-й: «В тебе, отче…» (см. в Минее общей, гл. 12, л. 69 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного (общий), глас 8-й: «В тебе, отче…» (дважды; см. в Минее общей, гл. 12, л. 69 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».

Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели)5 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Вельми подвизастеся…», 2-й: «Мученицы Христовы…», 3-й: «Во броня веры…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Аз, Дево Святая…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь преподобного (общий), глас 8-й: «В тебе, отче…» (см. в Минее общей, гл. 12, л. 69 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пречистая…».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобного; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…»6.

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобного; кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Примечание. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).

В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5-й и глас 2-й – 6. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Якоже пророк Давид…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры святителя, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Ты еси пастырь добрый…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради…».

Кафизмы 16-я и 17-я7. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели)8 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Святителю Леонтие…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Владычице, приими…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради…».

На часах – тропарь и кондак святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня.

Апостол и Евангелие – святителя и дня.

Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).

В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобных, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Днесь облиста…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобных – 3.

На стиховне стихиры преподобных, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Кто изглаголет подвиги ваша…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Живущим, Госпоже…», или Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…».

По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради…».

Кафизмы 16-я и 17-я9. Малые ектении. Седальны преподобных (по дважды).

Полиелей. Величание преподобных и избранный псалом. Седален преподобных по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – преподобных. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами всех преподобных отцев Афонских…». Стихира преподобных, глас 6-й: «Приидите, христоименитии людие…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобных (два канона) на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели)10 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобных (два канона) на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобных, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобных, глас 1-й – 4. «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Преподобных отец лик…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сия есть Гора Божия…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради…».

На часах – тропарь и кондак преподобных.

На Литургии блаженны преподобных , 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобных. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобных; кондак храма. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобных и дня11.

Апостол и Евангелие – преподобных и дня.

Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Сноски:

1 «В тот день, в который… Русская Церковь совершает общий праздник Всех Русских Святых, святая Гора Афонская совершает общий праздник всех своих преподобных… Гора Афонская с сонмом ее подвижников имеет величайшее значение для Православной Русской Церкви. На Афоне – корни всего русского подвижничества. По значению афонских подвижников для Русской Православной Церкви и для русского народа, следовало бы и в нашем церковном Уставе отметить общий праздник всех преподобных афонских. Но Русская Церковь теперь не может праздновать этот праздник одновременно с Афоном во вторую Неделю по Пятидесятнице, потому что в этот день у нас свой великий праздник. Поэтому праздник афонских преподобных должен быть перенесен на ин день, и лучше всего на предшествующую субботу. Тогда наше празднование афонских преподобных не будет слишком отдалено от празднования им на Афоне, оно будет соответствовать также в субботу на сырной седмице совершаемому празднованию всех преподобных и, главное, будет своеобразным предпразднеством к весеннему празднику Всех Русских Святых» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник // Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим / Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 15, 16).

2 В Минее (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) приводится бденная служба в честь Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), «подобно празднику всех преподобных на сырной седмице, и праздник всех афонских подвижников у нас может быть совершаем как праздник со славословием» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник // Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим / Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 16). Исходя из особенностей построения службы в Минее (напр., наличия двух канонов святым и проч.), наиболее приемлемым можно считать совершение в этот день полиелейной службы в честь афонских преподобных.

3 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.

4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

5 См. в Октоихе, в воскресной службе 8-го гласа. В Неделю всех святых воскресная служба Октоиха 8-го гласа дана на ряду в Триоди Цветной.

6 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: «в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан». Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества… Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан…» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308).

7 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

8 См. в Октоихе, в воскресной службе 8-го гласа. В Неделю всех святых воскресная служба Октоиха 8-го гласа дана на ряду в Триоди Цветной.

9 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.

10 См. в Октоихе, в воскресной службе 8-го гласа. В Неделю всех святых воскресная служба Октоиха 8-го гласа дана на ряду в Триоди Цветной.

11 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.