Понедельник 4-й седмицы по Пасхе. Мчч. Тимофе́я и Ма́вры. Прп. Феодо́сия, игумена Киево-Пече́рского.

Пече́рской-Нерукотворной и Све́нской-Пече́рской икон Божией Матери.

Прпп. Иулиани́и и Евпракси́и Московских.

Служба мчч. Тимофе́я и Ма́вры не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Феодо́сия Киево-Печерского в соединении со службой Триоди (Б).

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Прио́вчей купе́ли…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дла́нию Пречи́стою…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…» (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́вно, сла́вно творя́й чудеса́…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Глаго́л разсла́бленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́бец…». «Слава, и ныне» – тот же светилен (см. в Неделю о расслабленном).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Непогребе́н мертве́ц…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Взы́де Иису́с во Иерусали́м…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 1-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мучеников; кондак храма святого. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника Триоди.

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

Причастен Пасхи: «Тело Христово приими́те…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 8-й – 3, и преподобного, глас 5-й — 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, стеце́мся вси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «При о́вчей купе́ли…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 8-й (со своими припевами)1. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дла́нию Пречи́стою…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Зва́нию Го́спода…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)2.

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 8-й: «Сле́зными тече́ньми…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «От утро́бы освяще́н быв…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобного. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 8-й: «На не́бо теку́щее возше́д…».

Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́вно, сла́вно творя́й чудеса́…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном); седален преподобного, глас 4-й. «Слава» – ин седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Глаго́л разсла́бленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́бец…» (см. в Неделю о расслабленном).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 3-й – 3 (см. на стиховне утрени)3, и преподобного, глас 2-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Непогребе́н мертве́ц…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника Триоди и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 3-я (или 6-я)4 – 4.

Примечание. В службе преподобного в Минее указаны блаженны святого, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника (о расслабленном).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника Триоди.

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. в Неделю о расслабленном) и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и преподобного: «В па́мять ве́чную…».

Сноски:

1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

2 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

3 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.