Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи.Предпразднство Вознесения. Блгв. вел. кн. Дими́трия Донско́го.

Сщмч. Патрики́я, еп. Пру́сского, и дружины его. Прп. Корни́лия Коме́льского. Прп. Корни́лия, игумена Палеостро́вского, Олоне́цкого. Прп. Игна́тия Волого́дского, в миру блгв. кн. Иоа́нна У́гличского. Святых мученик братий Парфе́ния и Калоге́рия.

Прп. Се́ргия Шухтомско́го.

Совершается служба отдания праздника Пасхи1 (А).

При совершении службы отдания Пасхи в соединении с полиелейной службой2 блгв. вел. кн. Димитрия Донского можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «…а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в сре́ду пред Вознесе́нием, во отда́ние Па́схи» (Б).

А. Начало вседневной вечерни (и утрени) – как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш…» (при открытых царских вратах), поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем читается 103-й псалом.

По предначинательном псалме – великая ектения и кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».

Входа нет. Прокимен дня. «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплоще́ннаго Спа́са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…». Сугубая сокращенная ектения, и прочее по обычаю. Отпуст после вечерни произносится без Креста (на амвоне при закрытых царских вратах): «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.

Примечание. На малом повечерии во вторник вечера поется рядовая служба Минеи (этого дня).

На утрене после возгласа: «Слава Святей…» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие.

На «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом).

По 2-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

«Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: Пасхи на 6 (ирмосы по дважды), Триоди (о слепом) на 4 и Триоди (предпразднства Вознесения) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спаси́телю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален праздника Триоди, глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе́…». «Слава, и ныне» – предпразднства Вознесения, глас тот же: «Роди́лся еси…».

По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. «К тропаре́м же кано́нов слепа́го и предпра́зднства, глаго́лем стихи́пе́сней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Пло́тию усну́в…» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…» (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й и глас 5-й – 4 (см. во вторник вечером на «Господи, воззвах»), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых…».

Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезнача́льное Слово…», и кондак праздника Триоди (о слепом): «Душе́вныма очи́ма…».

На Литургии после возгласа «Благословено Царство…» – пасхальное начало (при открытых царских вратах).

Антифоны изобразительны.

Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь воскресный. «Слава» – кондак праздника Триоди (о слепом), «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

Поется Трисвятое.

Прокимен Пасхи, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь»; стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви…».

Апостол и Евангелие – дня.

Аллилуиарий Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскре́с, уще́дриши Сио́на»; стих: «Господь с Небесе́ на зе́млю призре́».

Задостойник Пасхи.

Причастен Пасхи: «Тело Христово…».

Окончание Литургии (после «Бу́ди имя Господне…» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху.

Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскресы́й из мертвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый…» (поминаются свт. Иоанн Златоуст, святой храма и дня).

Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).

Б. Начало великой вечерни (и утрени) – как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш…» (при открытых царских вратах), поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем читается 103-й псалом.

По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и блгв. кн. Димитрия, глас 4-й – 4. «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас 5-й: «Благослове́н еси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии блгв. кн. Димитрия – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплоще́ннаго Спа́са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас тот же: «Ра́дуйся и весели́ся…», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Иерей (или диакон) – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст после вечерни произносится без Креста (в открытых царских вратах): «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.

Примечание. На малом повечерии во вторник вечера поется рядовая служба Минеи (этого дня).

На утрене после возгласа: «Слава Святей…» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие.

На «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом).

По 2-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание блгв. кн. Димитрия и избранный псалом. Седальны блгв. кн. Димитрия по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «От во́зрастао́троческаго…», и глас 4-й: «Яко во дни ми́ра…»). «Слава» – седален блгв. кн. Димитрия по полиелее, глас 5-й: «Воспое́м, лю́дие…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блгв. кн. Димитрия, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – блгв. кн. Димитрия. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго великаго князя Димитрия…». Стихира блгв. кн. Димитрия, глас 6-й: «Егда́ вре́мя…».

Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), блгв. кн. Димитрия на 4 и Триоди (о слепом) на 4.

Примечание. «Пое́м же во вся́кой пе́сни тропа́рь о слепо́м по два́жды. Сла́ва – Тро́ичен, И ны́не – Богоро́дичен… Предпра́зднства же [Вознесения] кано́н зде оставля́ется; и пое́м его́ во вто́рник напреди́» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спаси́телю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос блгв. кн. Димитрия, глас 2-й; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия утро…». «Слава» – седален блгв. кн. Димитрия, глас тот же, «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе́…».

По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. К тропарям канонов блгв. кн. Димитрия и Триоди (о слепом) «глаго́лем стихи́ пе́сней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен блгв. кн. Димитрия, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…» (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры блгв. кн. Димитрия, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас 8-й: «Да помя́нуты бу́дут…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых…».

Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия. Кондаки Пасхи и блгв. кн. Димитрия – попеременно.

На Литургии после возгласа «Благословено Царство…» – пасхальное начало (при открытых царских вратах).

Антифоны изобразительны.

Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и блгв. кн. Димитрия, песнь 6-я – 4.

На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь блгв. кн. Димитрия. «Слава» – кондак блгв. кн. Димитрия, «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

Поется Трисвятое.

Прокимен – Пасхи, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь»; стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви…»; и блгв. кн. Димитрия, глас 7-й: «Честна́ пред Го́сподем…».

Апостол и Евангелие – дня и блгв. кн. Димитрия.

Аллилуиарий – Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскре́с, уще́дриши Сио́на»; и блгв. кн. Димитрия, глас 6-й: «Блаже́н муж, боя́йся Го́спода…».

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово…»; и блгв. кн. Димитрия: «В па́мять ве́чную…».

Окончание Литургии (после «Бу́ди имя Господне…» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху.

Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскресы́й из мертвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый…» (поминаются свт. Иоанн Златоуст, святой храма и дня).

Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).

Сноски:

1 «В греческой Цветной Триоди, помимо того чинопоследования, какое имеется в славянской Триоди, дается и другое для вторника и среды настоящей седмицы, в котором во вторник полагается отдание Недели слепого, а в среду – отдание Пасхи. По этому чинопоследованию, служба отдания Пасхи на утрене и на Литургии во всем сходна с пасхальной службой. На вечерне положены стихиры на «Господи, воззвах» воскресные, глас 1-й, на 6. «Слава, и ныне» – «Всемирную славу…». На стиховне – стихира 1-го гласа «Страстию Твоею, Христе…», затем стихиры Пасхи. Отпуст вечерни пасхальный. Это чинопоследование положено для того, чтобы сообщить отданию Пасхи ту же торжественность, какую имеют все отдания великих праздников. Часы также положены пасхальные. О предпраздничном каноне Вознесения сказано, что он поется, когда изволит настоятель. Полагаем, что для приходских церквей допустимо принять это чинопоследование» [Из Православного календаря на 1929 год, изд. Митрополита Сергия (Страгородского)].

2 См.: Минея-Май. Ч. 2. М., 2002. С. 442–453.