Четверг 6-й седмицы по Пасхе.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Обре́тение мощей свт. Московского Алекси́я, всея России чудотворца.

Мч. Фалале́я. Блгв. кн. Довмо́нта, во Святом Крещении Тимофе́я, Псковского.

Бденная служба праздника Вознесения совершается по Триоди (А).

При совершении службы праздника Вознесения Господня в соединении с полиелейной службой свт. Московского Алекси́я, всея России чудотворца (Б), следует руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О то́мже пра́зднице подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в четверто́к Вознесе́ния» (см. Типикон, 21 мая, «зри»)1.

Примечание. «Слу́жбу Мине́и рядова́го свята́го [мч. Фалале́я – Сост.], случи́вшагося в пра́здник Вознесе́ния, пое́м на повече́рии [в четверто́к ве́чера Вознесе́ния]» (Типикон, гл. 50, «В четверток вечера, Вознесения», «зри»).

Накануне совершается всенощное бдение, предваряемое 9-м часом и малой вечерней. На 9-м часе после возгласа «Благословен Бог наш…» читается Трисвятое (такое начало 9-го и 3-го часа – до праздника Святой Троицы2).

А. На великой вечерне кафизмы нет («Блажен муж» не поется).

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Недр Оте́ческих…».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Го́споди, та́инство…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Взы́де Бог…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «А́нгелом дивя́щимся…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – седален праздника, глас 3-й: «Преве́чный Бог…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и почита́ем е́же на Небеса́ с Пречи́стою Твое́ю Пло́тию Боже́ственное вознесе́ние», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Соше́дый с Небесе́…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне»; стих: «Вси язы́цы восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования». Евангелие – праздника (Мк., зач. 71). «Воскресение Христово видевше…» (единожды)3. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира праздника, глас 6-й: «Днесь на Небесе́х…».

Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и праздника 2-й (глас 4-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всед на о́блаки…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Е́же о нас испо́лнив смотре́ние…», и икос, глас тот же: «Яже земли́ на земли́ оста́вившии…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Первый припев: «Велича́й, душе́ моя, возне́сшагося от земли́ на Не́бо, Христа́Жизнода́вца»4. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4 (первая стихира дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Роди́лся еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (единожды). Ектении, и отпуст: «И́же во сла́ве вознесы́йся от нас на Не́бо и одесну́ю се́дый Бо́га и Отца́, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас,я́ко Бла́г и Человеколю́бец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны праздника.

Вхо́дный стих праздника: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, глас 7-й: «Вознеси́ся на Небеса́, Бо́же, и по всей земли́ сла́ва Твоя́»; стих: «Гото́во се́рдце мое́, Бо́же…».

Апостол – Деян., зач. 1.

Аллилуиарий, глас 2-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне»; стих: «Вси язы́цы восплещи́те рука́ми…».

Евангелие – Лк., зач. 114.

Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя па́че ума́…» (и до отдания).

Причастен праздника: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне».

Вместо «Ви́дехом Свет И́стинный…» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене).

Примечание. «На трапе́зе ве́лие утеше́ние бра́тии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце…»).

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Прииди́те, Росси́йстии собо́ри…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Оте́ческих…».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3, и святителя – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й, и святителя, глас 6-й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Святи́телей удобре́ние…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Го́споди, та́инство…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Неиздае́ма есть благода́ть…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Взы́де Бог…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (трижды)5.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «А́нгелом дивя́щимся…». «Слава, и ныне» – тот же седален6.

По 2-м стихословии – седален праздника, глас 3-й: «Преве́чный Бог…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и почита́ем е́же на Небеса́ с Пречи́стою Твое́ю Пло́тию Боже́ственное вознесе́ние», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Соше́дый с Небесе́…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне»; стих: «Вси язы́цы восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования». Евангелие – праздника (Мк., зач. 71). «Воскресение Христово видевше…» (единожды)7. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира праздника, глас 6-й: «Днесь на Небесе́х…».

Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4, и праздника 2-й (глас 4-й) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед нао́блаки…».

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Е́же о нас испо́лнив смотре́ние…», и икос, глас тот же: «Яже земли́ на земли́ оста́вившии…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника Вознесения. Первый припев праздника: «Велича́й, душе́ моя, возне́сшагося от земли́ на Не́бо, Христа́ Жизнода́вца»8. К тропарям канона святителя – припев: «Святи́телю о́тче Алекси́е, моли́ Бо́га о нас». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…». «Слава» – светилен святителя: «Прииди́те вси…», «И ныне» – светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «На Не́бо веду́щий путь…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Роди́лся еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Ектении, и отпуст: «И́же во сла́ве вознесы́йся от нас на Не́бо и одесну́ю се́дый Бо́га и Отца́, Христо́с,И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и́же во святы́х отца́на́шего святителя Московского Алекси́я, всея России чудотворца, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Бла́г и Человеколю́бец».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны. (Антифоны праздника не поются.)

Блаженны от 1-го канона праздника Вознесения, глас 5-й, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.

Вхо́дный стих праздника: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя па́че ума́…» (и до отдания).

Вместо «Ви́дехом Свет И́стинный…» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене).

Примечание. «На трапе́зе ве́лие утеше́ние бра́тии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце…»).

С 21 мая по 27 мая – попразднство Вознесения Господня.

28 мая – отдание праздника Вознесения Господня.

Сноски:

1 О соединении службы Вознесения с полиелейным праздником см. Типикон, 21 мая, «зри»: «Ве́стно бу́ди, а́ще случи́тся па́мять сята́го царя́ Константи́на в четверто́к Вознесе́ния, или́ в Неде́лю 7-ю святы́х оте́ц, слу́жбу его́ пе́ти, я́коже Иоа́нну Богосло́ву по те́мже глава́м».

2 Это относится и к прочим службам, начинающимся обычным началом.

3 По традиции, Евангелие уносится в алтарь; пома́зание елеем совершается у иконы праздника.

4 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

5 Тропарь святителя не поется по Трисвятом (на благословении хлебов), т. к. служба святителя полиелейная, а не бденная.

6 Седальны святителя по кафизмах и по полиелее опускаются.

7 По традиции, Евангелие уносится в алтарь; пома́зание елеем совершается у икон праздника и святителя.

8 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.