Четверг 5-й седмицы по Пасхе. Прор. Иереми́и. Прп. Пафну́тия Бо́ровского.

Прмчч. Афонских Евфи́мия, Игна́тия и Ака́кия. Иконы Божией Матери, именуемой «Неча́янная Радость» (службу зри 9 декабря).

Сщмч. Мака́рия, митр. Киевского. Блгв. Тама́ры, царицы Грузи́нской.

Служба прор. Иереми́и не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Пафну́тия Бо́ровского в соединении со службой Триоди (Б).

А. На вечерне кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и пророка, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «На исто́чник прише́л еси…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «На студене́ц я́ко прии́де Госпо́дь…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак пророка, глас 3-й; седален пророка, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси…» (см. в Неделю самаряныни). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Собезнача́льный и Соприсносу́щный…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 3-й: «Да ра́дуется днесь…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь пророка. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 1-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь пророка; кондак храма святого. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и пророка.

Апостол и Евангелие – дня и пророка.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и пророка: «В па́мять ве́чную…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и преподобного, глас 2-й и глас 8-й – 5. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Е́же по о́бразу…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «На исто́чник прише́л еси…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 1-й (со своими припевами)1. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «На студене́ц я́ко прии́де Госпо́дь…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко ве́рней самаряны́не…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – тот же седален2.

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Го́рняго жела́я…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко ве́рней самаряны́не…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Нечи́стых помысло́в…»3.

Полиелей. Величание преподобного и избра́нный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «Воздержа́ния по́том…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко ве́рней самаряны́не…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Ми́лостиваго Сло́ва…»4. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Мф., зач. 43. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…».

Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси…» (см. в Неделю самаряныни).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3 (см. на стиховне утрени)5, и преподобного, глас 1-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Преподо́бне о́тче прехва́льне…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Собезнача́льный и Соприсносу́щный…» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника Триоди и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 1-я – 4, и преподобного, песнь 3-я (или 6-я)6 – 4.

Примечание. В службе преподобного в Минее указаны блаженны святого, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника (Недели самаряныни).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и преподобного: «В па́мять ве́чную…».

Сноски:

1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

2 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

3 Пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

4 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

5 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.