Четверг 6-й седмицы по Пасхе. Вознесе́ние Госпо́дне. Апостола и евангелиста Иоа́нна Богосло́ва.

Прп. Арсе́ния Великого.

Прп. Арсе́ния Новгоро́дского. Прп. Арсе́ния трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиа́на послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах.

Служба совершается по 6-й Марковой главе Типикона под 8 мая: «О то́мже пра́зднице подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в четверто́к Вознесе́ния».

Примечание. Служба прп. Арсе́ния Великого опускается: «Свята́го же Арсе́ния слу́жба оставля́ется, и пое́тся, егда́ разсу́дит екклисиа́рх» (Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава, 2-е «зри»).

Примечание. «Слу́жбу Мине́и рядова́го свята́го [прп. Арсе́ния Великого – Сост.], случи́вшагося в пра́здник Вознесе́ния, пое́м на повече́рии [в четверто́к ве́чера Вознесе́ния]» (Типикон, гл. 50, «В четверток вечера, Вознесения», «зри»).

Накануне совершается всенощное бдение, предваряемое 9-м часом и малой вечерней. На 9-м часе после возгласа «Благословен Бог наш…» читается Трисвятое (такое начало 9-го и 3-го часа – до праздника Святой Троицы1).

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и апостола, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сы́на гро́мова…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Оте́ческих…».

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3, и апостола – 32.

На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й, и апостола, глас 1-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возле́г на пе́рси…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Го́споди, та́инство…».

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апо́столе Христо́в…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Взы́де Бог…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (дважды), и тропарь апостола, глас 2-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника, глас 1-й: «А́нгелом дивя́щимся…». «Слава, и ныне» – тот же седален3.

По 2-м стихословии – седален праздника, глас 3-й: «Преве́чный Бог…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и почита́ем е́же на Небеса́ с Пречи́стою Твое́ю Пло́тию Боже́ственное вознесе́ние», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Соше́дый с Небесе́…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне»; стих: «Вси язы́цы восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования». Евангелие – праздника (Мк., зач. 71). «Воскресение Христово видевше…» (единожды)4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира праздника, глас 6-й: «Днесь на Небесе́х…».

Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4, и праздника 2-й (глас 4-й) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…».

По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й; седален апостола, глас 8-й: «Прему́дрости на пе́рси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всед на о́блаки…».

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Е́же о нас испо́лнив смотре́ние…», и икос, глас тот же: «Яже земли́ на земли́ оста́вившии…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника Вознесения. Первый припев праздника: «Велича́й, душе́ моя, возне́сшагося от земли́ на Не́бо, Христа́ Жизнода́вца»5. К тропарям канона апостола – припев: «Святы́й апо́столе и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, моли́ Бо́га о нас». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…». «Слава» – светилен апостола: «Гро́мов сын быв…», «И ныне» – светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и апостола, глас 8-й – 3. «Слава» – апостола, глас тот же: «Благове́стниче Иоа́нне…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Роди́лся еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Возне́слся еси во сла́ве…». Ектении, и отпуст: «И́же во сла́ве вознесы́йся от нас на Не́бо и одесну́ю се́дый Бо́га и Отца́, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, свята́го сла́внаго и всехва́льнаго апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Бла́г и Человеколю́бец».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь апостола. Кондаки праздника и апостола читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны. (Антифоны праздника не поются.)

Блаженны от 1-го канона праздника Вознесения, глас 5-й, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я – 4.

Вхо́дный стих праздника: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника, тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя па́че ума́…» (и до отдания).

Вместо «Ви́дехом Свет И́стинный…» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене).

Примечание. «На трапе́зе ве́лие утеше́ние бра́тии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце…»).

С 9 мая по 15 мая – попразднство Вознесения Господня.

16 мая – отдание праздника Вознесения Господня.

Сноски:

1 Это относится и к прочим службам, начинающимся обычным началом.

2 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

3 Седальны апостола по кафизмах и по полиелее опускаются.

4 По традиции, Евангелие уносится в алтарь; пома́зание елеем совершается у икон праздника и апостола.

5 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.