Понедельник 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Свтт. Епифа́ния, еп. Ки́прского, и Ге́рмана, патриарха Константинопо́льского. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (службу зри 17 февраля).

Прп. Дионисия Ра́донежского.

Прп. Анто́ния Ра́донежского.

Служба свтт. Епифа́ния, еп. Ки́прского, и Ге́рмана, патриарха Константинопо́льского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. в Минее 17 февраля), в соединении со службой Триоди (Б).

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Епифания, глас 5-й – 3, и свт. Германа, глас 1-й – 3. «Слава» – Триоди (отцов), глас 6-й: «Та́инственныя днесь…», «И ныне» – Триоди (праздника), глас тот же: «На гора́х святы́х…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди (отцов), глас 6-й: «Все собра́вше душе́вное худо́жество…» и др. (см. на хвалитех утрени этого дня, т. е. Недели, со стихами их). «Слава» – Триоди (отцов), глас 3-й: «Апо́стольских преда́ний…», «И ныне» – Триоди (праздника), глас 6-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии…».

По Трисвятом – тропарь отцов, глас 8-й: «Препросла́влен еси, Христе́ Бо́же наш…». «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же: «Возне́слся еси во славе…»1.

Отпуст: «Иже во славе…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителей, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Вознесения 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), свт. Епифания на 4 и свт. Германа на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы Минеи.

По 3-й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6-й2; седален свт. Епифания, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Германа, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всед на о́блаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святителей, глас 4-й3.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителей. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…» (см. в праздник Вознесения)4.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди (праздника), глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди (праздника), глас тот же: «Возне́слся еси во сла́ве…».

По Трисвятом – тропарь святителей, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Отпуст 1-го часа: «Иже во славе…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителей. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны 2-го канона праздника (Вознесения), песнь 5-я – 6 (со ирмосом).

На входе – «…вознесы́йся во славе…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святителей. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителей. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителей; кондак храма. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и святителей.

Апостол и Евангелие – дня и святителей.

Задостойник Вознесения.

Отпуст: «Иже во славе…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди (отцов), глас 6-й – 3, и святителя, глас 3-й – 5. «Слава» – святителя, глас тот же: «Моли́твами святи́теля Ермоге́на…» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – Триоди (праздника), глас 6-й: «На гора́х святы́х…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами), или стихиры Триоди (отцов), глас 6-й: «Все собра́вше душе́вное худо́жество…» и др. (см. на хвалитех утрени этого дня, т. е. Недели, со стихами их)5. «Слава» – Триоди (отцов), глас 3-й: «Апо́стольских преда́ний…», «И ныне» – Триоди (праздника), глас 6-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии…».

По Трисвятом – тропарь отцов, глас 8-й: «Препросла́влен еси, Христе́ Бо́же наш…». «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе́ день све́тлаго торжества́…», «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же: «Возне́слся еси во славе…»6.

Отпуст: «Иже во славе…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же: «Приспе́ день све́тлаго торжества́…», «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Строи́теля земли́…». «Слава» – ин седален святителя, глас тот же: «Све́тлую твою́ па́мять…», «И ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «А́нгелом дивя́щимся…».

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Яви́лся еси…». «Слава» – ин седален святителя, глас тот же: «Притеце́м, ве́рнии…», «И ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «А́ду плени́вшуся…».

Полиелей. Величание святителя и избра́нный псалом: «Услы́шите сия́ вси язы́цы…»7. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко ко́рмчаго…». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко А́нгела…», «И ныне» – седален Триоди, глас 1-й (см. по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Ублажи́м Честне́йшую…»8. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 4-й: «Предста́тель тепле́йший…».

Каноны: праздника Вознесения 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всед на о́блаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…» (см. в праздник Вознесения).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди (праздника), глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и святителя, глас 7-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «Прииди́те, ублажи́м па́стыря до́браго…», «И ныне» – Триоди (праздника), глас 2-й: «Возне́слся еси во сла́ве…» (см. на стиховне утрени).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе́ день све́тлаго торжества́…». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Отпуст: «Иже во славе…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны 2-го канона праздника (Вознесения), песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я) – 4.

На входе – «…вознесы́йся во славе…».

По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник Вознесения.

Отпуст: «Иже во славе…».

Сноски:

1 «И отдае́тся после́дование святы́х оте́ц» (Триодь Цветная. М., 2002. Л. 217).

2 См.: Типикон, 12 мая.

3 Там же.

4 Там же.

5 Ср.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце…».

6 «И отдае́тся после́дование святы́х оте́ц» (Триодь Цветная. М., 2002. Л. 217).

7 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

8 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.