7. Понедельник 4-й седмицы по Пасхе. Воспоминание явле́ния на небе Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Ни́ла Со́рского.

Мч. Ака́кия сотника. Лю́бечской и Жиро́вицкой икон Божией Матери.

Обре́тение мощей прп. Ни́ла Мироточи́вого, Афонского.

Служба в честь явления на небе Креста Господня в Иерусалиме шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Нила Сорского в соединении со службой Триоди (Б).

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры Креста, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Креста, глас 8-й: «Возвести́ша Небеса́…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «При о́вчей купе́ли…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 8-й (см. на «Господи, воззвах»)1. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дла́нию Пречи́стою…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь Креста, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «И́же нас ра́ди…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…» (дважды). «Слава» – тропарь Креста, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «И́же нас ра́ди…»2.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́вно, сла́вно творя́й чудеса́…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и Креста на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном); седален Креста, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Глаго́л разсла́бленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).

По 6-й песни – кондак и икос Креста, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Креста (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́бец…» (см. в Неделю о расслабленном).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Непогребе́н мертве́ц…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 3-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Взы́де Иису́с во Иерусали́м…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь Креста, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «И́же нас ра́ди…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Креста. Кондак только3 праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 1-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак Креста4. «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак праздника Триоди.

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном) и Креста.

Апостол и Евангелие – дня и Креста.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и Креста: «Зна́менася на нас…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 8-й – 3, и преподобного, глас 6-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Ски́тскаго жи́тельства…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «При о́вчей купе́ли…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 6-й (со своими припевами)5. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Ра́достно днесь…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дла́нию Пречи́стою…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь преподобного (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобного (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 1-й: «Усе́рдно днесь…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)6.

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 3-й: «Све́тлое торжество́…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Удиви́л еси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабле́ние обрето́ша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Удиви́шася, Чи́стая…»7. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобного. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Ра́достно днесь…» (см. славник на стиховне великой вечерни).

Каноны: праздника Триоди, глас 3-й: «Ди́вно, сла́вно творя́й чудеса́…» (см. в Неделю о расслабленном), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 3-й (см. в Неделю о расслабленном); седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Глаго́л разсла́бленнаго…» (см. в Неделю о расслабленном).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Предста́ Человеколю́бец…» (см. в Неделю о расслабленном).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 3-й – 3 (см. на стиховне утрени)8, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Духо́вный лик…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Непогребе́н мертве́ц…» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселя́тся небе́сная…». «Слава» – тропарь преподобного (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника Триоди и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о расслабленном), песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника Триоди.

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о расслабленном) и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и преподобного: «В па́мять ве́чную…».

1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

2 Допустимо тропари на «Бог Господь» петь следующим образом: тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная…» (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 8-й. Ср.: Типикон, 7 мая.

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 714, 716.

4 В храме Господском и Богородицы кондак Креста поется на «Славу».

5 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

6 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

7 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

8 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.