9. Понедельник 6-й седмицы по Пасхе. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

Прор. Исаии. Мч. Христофора. Прп. Шио Мгвимского. Прп. Иосифа Оптинского[1].

Полиелейная или бденная служба свт. Николая совершается вместе со службой Триоди.

На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и святителя, глас 8-й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» святителя, глас 6-й: «Святителей удобрение…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Слепый родивыйся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя 3.

На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й. «Слава» святителя, глас 6-й: «Благий рабе верный…», «И ныне» праздника Триоди, глас 5-й: «Господи, мимоходя путем…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры святителя, глас 4-й (со своими припевами)[2]. «Слава» святителя, глас 6-й: «Человече Божий…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Мимоходя Иисус от святилища…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святителя, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…» (дважды). «Слава» тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прежде Креста Твоего…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – тот же седален[3].

По 2-м стихословии седален святителя, глас 4-й: «Удивил еси, Владыко…» (дважды). «Слава, и ныне» седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прежде Креста Твоего…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Нечистых помышлений…»[4].

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 1-й: «Освящ себе житием…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прежде Креста Твоего…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 1-й: «Безневестная Чистая…»[5]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Наследниче Божий…».

Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Землю, на нюже не возсия…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Всех Владыка и Творец…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 4[6]. «Слава» святителя, глас 5-й: «Вострубим трубою…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Все житие слепый нощь помышляя…» (см. на хвалитех).

Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры праздника Триоди, глас 5-й – 3 (см. на стиховне утрени)[7], и святителя, глас 1-й и глас 2-й – 3. «Слава» святителя, глас 5-й: «Вострубим трубою…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Все житие слепый нощь помышляя…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.

По входе: при всенощном бдении – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом); при полиелее – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите…», и святителя: «В память вечную…».


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16–17 июля 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобному Иосифу Оптинскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5664560.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/513).

2 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

3 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

4 Пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

5 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

6 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

7 См. предыдущую сноску.